Bloomberg: высокий спрос и крепкий доллар - как США экспортируют инфляцию в Европу

Расходы на товары из-за пандемии и завышенный курс доллара способствуют росту инфляции в других странах. Дефицит торгового баланса США, который когда-то был благом, становится головной болью, пишет издание. На протяжении десятилетий американские домохозяйства спасали мировую экономику, когда ей нужен был конечный потребитель. Но последний всплеск расходов Америки сопровождался неприятными последствиями. Застряв дома во время пандемии, люди во всем мире бросились покупать кучу товаров — телевизоров, ноутбуков и велотренажеров. Причем, в США - гораздо больше, чем в других богатых странах. Кроме того, ситуацию накалили ритейлеры Target Corp. и Walmart Inc., чьи запасы даже превысили спрос. А поскольку эти товары продаются по всему миру и их поставки были ограничены Covid-19, спрос в США подтолкнул цены и в других странах. По сути, США экспортировали инфляцию во время восстановления после пандемии. Это подчеркивает глубокие изменения в мировой экономике. В доковидном мире товаров было в изобилии, и проблема заключалась в том, чтобы найти покупателей. Германию и Китай, имевших большое положительное сальдо торгового баланса, часто обвиняли в том, что они пользуются спросом, созданным где-то еще, и не вносят достаточного вклада в собственные нужды. Торговый дефицит Америки, напротив, рассматривался как благо для других экономик. В новую эпоху дефицита эта история перевернулась с ног на голову.
«Сейчас все наоборот, — говорит Джейсон Фурман, профессор экономики Гарварда. «Раньше был слишком маленький спрос. Сейчас слишком мало предложений. А в мире, где предложения слишком мало, страна, которая делает больше всего для создания спроса, то есть США, экспортирует свою проблему — и ее проблемой является инфляция».
Сейчас уже есть признаки того, что американские потребители сбавляют обороты - Федеральная резервная система повышает процентные ставки, чтобы охладить экономику и побороть инфляцию. Однако США могут переключиться на экспорт инфляции через другой канал: сверхсильный доллар, создав остальному миру новую головную боль. Поскольку ставки в США повышаются гораздо быстрее, чем в еврозоне и Японии, доллар стремительно растет. На прошлой неделе он впервые за два десятилетия нарушил паритет с евро. Это делает товары, импортируемые из США, и все виды товаров, которые обычно оцениваются в долларах, особенно нефть, более дорогими для других стран.
«Спрос в США сократится, но механизм, с помощью которого это произойдет, также будет способствовать укреплению доллара», — говорит Фурман. «Так что этот шаг не обязательно решит проблему инфляции, экспортируемой США в другие страны».
Безусловно, потребительский спрос — это лишь одна из причин всплеска инфляции во всем мире — возможно, не главная даже в США, где стимулирование выплат Covid было самым большим. В Европе и других странах цены на энергию и продукты растут из-за конфликта в Украине, усугубляющем вызванные пандемией сбои в цепочках поставок. Тем не менее, часть европейской инфляции импортирована из США, уверен Хольгер Шмидинг, главный экономист лондонского Berenberg Bank. "США и большой спрос способствовали возникновению узких мест в поставках по всему миру, что привело к повышению цен», - считает он. Экономика ЕС и США могут иметь одинаковые темпы инфляции, но сейчас они разные, что имеет большое значение центробанков, решающих эту проблему. Основная часть различий сводится к тому, насколько велика доля ценового давления внутри страны. «Инфляция в США не исчезнет сама по себе», — считает Ана Луис Андраде из Bloomberg Economics. Это одна из причин, по которой ФРС, как ожидается, повысит ставки намного сильнее, чем это сделает Европейский центральный банк. Денежно-кредитная политика — это грубый инструмент, который обуздывает цены, снижая внутренний спрос. Но когда инфляция приходит извне, как почти всегда в Европе, существует риск того, что более высокие ставки ЕЦБ просто замедлят экономику, не устраняя причины высоких цен.
«Это значительно усложняет работу центрального банка в Европе», — говорит Лука Форнаро из Барселонской школы экономики, соавтор недавней статьи, в которой исследуются связи между скупкой товаров из-за Covid, торговыми балансами и глобальной инфляцией.
По мере того, как спрос в США ослабевает, давление на цепочки поставок будет уменьшаться, предлагая Европе некоторое облегчение. «Большая часть нашей инфляции вызвана энергией, товарами и продуктами питания, так что снижение спроса в США не сильно поможет», — говорит Шмидинг. «Это может снизить инфляцию на полпроцента в течение следующих 12–18 месяцев». Также усугубляет ситуацию стремительно растущий доллар. Такие валюты, как евро и японская иена, находятся на многолетних минимумах по отношению к доллару. Это означает дешевый импорт и, следовательно, более низкую инфляцию в США и обратное в других странах.
Форнаро сравнивает ситуацию с «обратной валютной войной». Вместо обесценивания валюты для увеличения экспорта, как это делали многие до пандемии, «каждая страна хотела бы укрепить свою валюту и создать дефицит торгового баланса, что помогает сдерживать инфляцию внутри страны».
США явно выигрывают в этом соревновании. Азия, которая, как и Европа, в значительной степени зависит от внешней энергии (Китай является крупнейшим покупателем нефти в мире), уязвима. Китайские официальные лица должны обратить внимание на «предотвращение импортируемой инфляции», предупредил на прошлой неделе премьер Ли Кэцян. Азиатские центральные банки сдержаны в повышении процентных ставок по сравнению с ФРС. По словам Роба Суббарамана, руководителя отдела исследований мировых рынков в Nomura Holdings Inc., это может усилить инфляционное воздействие от укрепления доллара. Риск, по его словам, заключается в том, что увеличивающийся разрыв в ставках «подпитывает отток капитала и резкое обесценивание валюты по отношению к доллару США, усиливая инфляционное давление».