Из Саратова в Черное море хода нет? Как повлияет строительство 200-километрового канала Дон-Донецк на речные грузоперевозки

В Ростовской области начато строительство водовода, который должен решить проблему с водоснабжением Донецкой народной республики. Эксперты и местные жители обеспокоены, что и без того маловодный Дон совсем обмелеет. В этом случае могут пострадать и волжские города: речные грузоперевозки, в том числе зерна, следующие по Волго-Донскому каналу в Черное море  будут под вопросом.

Проблема и решение

Речь о строительстве водовода шла в ноябре на встрече вице-премьера Марата Хуснуллина и главы ДНР Дениса Пушилина.  - Особое внимание уделили проблеме обеспечения водой. Принято решение о строительстве водовода из реки Дон. Несмотря на то что проект сложный и дорогостоящий, его реализация намечена на первое полугодие 2023 года, - рассказал в своем тг-канале глава республики.  А до этого тема поднималась в августе: тогда Пушилин констатировал, что "жители Донецка, Ясиноватой, Горловки, Макеевки, ряда других населенных пунктов более полугода живут в условиях, когда воды фактически нет", она появляется раз в три дня и назвал ситуацию с водоснабжением критичной. 
- Экстренно нами были построены дополнительные водоводы, которые позволяют пусть и в экономном режиме, но пользоваться водой из резервных хранилищ. Тем не менее украинские боевики не оставляют надежды устроить полную водную блокаду на территории ДНР – то и дело подвергаются целенаправленному обстрелу Верхнекальмиусская фильтровальная станция и другие объекты критической инфраструктуры, - уточнил он. 
В конце декабря к вопросу вернулся Марат Хуснуллин, сообщив, что 200-километровый водовод уже строят, задействовав 2,5 тысячи рабочих.  - В Донецке острая проблема с обеспечением водой, потому что часть водовода Северский Донец находится под контролем (Украины). Поэтому мы приняли беспрецедентное решение, чтобы уйти от этой зависимости: мы строим водовод из реки Дон из Ростовской области. Мы хотим к 1 марта этот водовод закончить, - заявил вице-премьер. При этом он не уточнил, ни сколько уже построено, ни кто застройщик - тендер, кстати, не проводился, ни какова цена проекта. Впрочем, подобная секретность может быть связана с тем, что заказчик, по данным ростовских коллег, министерство обороны РФ. Вскользь об этом проекте говорил и Сергей Шойгу на недавней коллегии ведомства. 

Дон мелеет, воды не хватает и Ростову

Ростовские СМИ, эксперты и жители тем временем бьют тревогу: Дон река и без того маловодная, в последние годы без воды сидел и Ростов-папа, и мелкие хутора. Есть опасения, что ситуация может только ухудшиться. - Вода сегодня самый дорогой ресурс. Дон сам не всегда удовлетворяет потребности региона в водоснабжении. Есть общая тенденция ухудшения обстановки водоснабжения всего юга России. Но понятно, что Донецк — это теперь российские территории, поэтому надо делиться и как-то эти вопросы решать, - заявил президент Крымской академии наук Виктор Тарасенко. Научный руководитель Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян связывает проблемы Дона с тем, что он течет по лесостепи, по степи и по сухим степям, "а там с осадками неизвестно что будет, а испарение точно увеличится из-за потепления".  При этом, по данным эколога и кандидата географических наук Ирины Черкашиной, река мелеет уже 13 лет.  - Всю воду разбирают еще до Цимлянского водохранилища — у нас пять регионов, через которые проходит Дон. Другой фактор: все малые реки, которые питают Дон, зарегулированы. Дельта Дона тоже эксплуатируется слишком интенсивно и не совсем грамотно — поэтому уровень дна в дельте повышается, - констатировала она.  Доктор биологических наук Алексей Ермаков уверен, что "увеличение безвозвратного изъятия стока реки Дон может привести к увеличению частоты неблагоприятных явлений". А это "чревато экологическими, экономическими и социальными последствиями ввиду нехватки пресной воды в нижнем течении реки Дон". Эксперт опасается, что из-за уменьшения уровня воды может погибнуть прибрежная и водная растительность, а следом и речная фауна. 
Из-за маловодья в дельту Дона затекает соленая черноморская вода, что меняет фауну реки, констатирует академик РАН и председатель президиума Южного научного центра РАН Геннадий Матишев. Но не только: в 2021 году из кранов текла такая же соленая вода, а опреснение на местных водоразборных станциях не предусмотрено. Эксперт отмечает, что проблему маловодья не решит и строительство Багаевского гидроузла - им, кстати, занимается компания, аффилированная Геннадию Тимченко. 

А как же канал "Волга-Дон" и проект с Ираном?

Между тем, смотреть стоит еще глубже. Обмеление Дона уже сказывается на грузоперевозках, а вероятное усугубление проблемы ставит под вопрос и речные перевозки Волга-Дон, в которых задействован и Саратов. Впрочем, речь не только о грузовых перевозках - программа развития внутреннего туризма предусматривает расширение круизных маршрутов по Волге и Дону. Ради чего, видимо, сейчас Росимущество активно отсуживает причалы и пристани вдоль саратовского берега Волги. При обмелении такие программы тоже будут под ударом. 
Причем для остановки грузоперевозок уже сегодня не нужен даже водовод в ДНР - достаточно сильного ветра, который буквально "сдувает" воду. Например, по этой причине 4 декабря 50 судов были заблокированы на Дону - им не хватало глубин для его прохождения. 
При этом недавно стало известно о том, что Россия и Иран намерены работать над созданием трансконтинентального торгового маршрута от восточной окраины Европы до Индийского океана (протяженность 3 тыс. км). Он недоступен для любого иностранного вмешательства и санкций.  Его важная часть - расширение инфраструктуры 100 километрового канала Волга-Дон. Он соединяет две реки через систему из 13 шлюзов, обеспечивая судоходство до Каспийского и Азовского морей. В силу особенностей этих двух рек по нему и так ходят советские грузовые суда типа "Волга-Дон" с осадкой чуть более 3,5 метров и вместимостью 3 тыс. тонн. Модернизация канала позволит проходить судам вдвое большего размера. Однако, каким образом они будут пересекать мелеющий Дон остается загадкой.  На устранение препятствий для судоходства по Волго-Донскому каналу Россия планирует потратить 1 млрд долларов. Весь российско-иранский проект оценивается в 20 млрд долларов.