Он подчеркивает, что "за истекшие десять лет серьезного ухудшения ситуации не произошло". Но, только в плане развития некоторых социально-экономических направлений, о которых сказал Владимир Путин: «…грузооборот дальневосточных морских портов увеличился в 1,6 раза, ввод жилья – в 1,3 раза, электропотребление – в 1,2 раза, годовая добыча золота на востоке страны выросла в 1,6 раза, угля – в 2,8 раза», заметил эксперт.По его данным, стала страдать логистика и, в первую очередь, - морские грузоперевозки. - Россия довольно резко повернула свои экономические и политические интересы на Восток. Но поиск новых рынков - дело очень непростое. Бизнес с трудом осваивает новые условия, да те же транспортные компании по множеству причин уходят с рынков, - уточняет политик, констатируя, впрочем, что "беда с логистикой – дело поправимое с течением времени". Куда более серьезной ему видится желание едва ли не трети жителей уехать с Дальнего Востока. Только в 2022 году Приморье покинули 61 тыс. человек при населении 1,82 млн. Хабаровский край покинуло почти 50 тыс.человек при населении 1,28 млн. – Эти регионы потеряли по 4% населения. И если каждый год так – то что там будет через 20 лет? Человеческая пустыня? Трудовые ресурсы вымываются, замещаясь приезжими из-за китайской или вьетнамской границы, - заключает Олег Комаров.
Он отмечает "стремительный дефицит рабочей силы, причем, именно национальной": за лето количество доступных рабочих мест по России выросло на 156% по сравнению с аналогичным периодом 2022-го года. Причем не помогает и рост на треть зарплат у рабочих и инженеров.При этом эксперта насторожил тот факт, что на ВЭФ на первый план "неожиданно вышла тема приватизации и национализации крупного бизнеса". - В нынешних сложных условиях для экономики РФ важнее стабильность, чем некие второстепенные основания, чтобы отобрать активы у ныне действующих собственников,- - считает Комаров, отмечая, что "это понимает и верховная власть в стране". В подтверждение он цитирует министра экономического развития Максима Решетникова, который считает, что пересмотр итогов приватизации - это «путь в никуда», это "процесс, который может демотивировать многих предпринимателей". - Время ли сегодня «махать шашкой», когда, наоборот, надо всех вокруг консолидировать и мотивировать к развитию или, как минимум, удержанию позиций? Или мы хотим рыночную экономику опять разрушить, как это было сто лет назад, с соответствующими последствиями? - задается вопросами г-н Комаров.
Он соглашается с позицией помощника президента по экономике Максима Орешкина, который убежден, что "управление из Москвы заводами в регионах к хорошим результатам не приводит, руководить должны заинтересованные в прибыли люди на местах". И поддерживает главу Сбера Германа Грефа, отметившего, что «…тенденция на национализацию нарушает два базовых столпа, на которых зиждется рыночная экономика: право собственности и стабильность хозяйственного оборота". Хотя у Генпрокуратуры РФ и саратовского управления Росимущества на счет национализации, кажется, мнение прямо противоположные. И оно давно и успешно воплощается в жизнь при поддержке арбитражных судов. - Лично я считаю, что нельзя сегодня обвинять бизнес в проблемах страны. Здесь надо внимательнее посмотреть на действия федерального правительства, что, кстати, и сделал наш президент на сессии ВЭФ, отметив, что это именно оно (а не бизнес!) «…не среагировало своевременно на изменения на мировом рынке в связи с ростом цен на нефть». Потому у нас и цены на заправках стали запредельными и даже до дефицита топлива стало доходить, - констатирует саратовский эксперт. Но при этом же задается вопросом, который обсуждали и в кулуарах, и на площадках ВЭФ – а правильно ли сделали монетарные власти РФ, залатав обвалом рубля стремительно тающий бюджет страны?
Олег Комаров приводит данные минфина РФ, отчитавшегося о рекордных нефтяных доходах. В августе доллар подскакивал выше 100 рублей, а евро стоил дороже 110 рублей, и за тот месяц государству удалось собрать с нефтяников 745,8 млрд налога НДПИ (на 34% больше, чем за июль). Поступления экспортной пошлины на нефть выросли почти до 27 миллиардов рублей, превысив июльские на 39%.- Кому – радость, кому – горе. Да, с одной стороны, каждый рубль роста валютного курса приносит в бюджет около 100–120 млрд рублей дополнительных годовых доходов, как говорят эксперты. Но, с другой стороны, закрывая одну брешь, мы расширяем другую: снова бешено растут цены, падают кредитные возможности бизнеса, что ведет к обвалам, или к стагнации и деградации, - заключает Олег Комаров. Он отмечает, что на ВЭФ всю эту обеспокоенность высказали представители бизнес-сообщества. Что из всего сказанного услышала наша верховная власть, и что она предпримет (или не предпримет) – покажет только ближайшее время, считает эксперт.