Нефтяники закрыли вентиль: владелец крупнейшего саратовского месторождения признан банкротом

Арбитражный суд Саратовской области принял решение об упрощенной процедуре банкротства ООО «ГеоПромНефть». У предприятия, которым последовательно владела норвежская компания, а также британские и кипрские офшоры, не нашлось имущества и денег для погашения задолженности. Лицензия на разработку крупного месторождения в Пугачевском районе сдана в Роснедра. В середине февраля этого года в компании, не сумевшей дальше осуществлять свою деятельность, было принято решение о самоликвидации. Соответствующая запись об этом была внесена в ЕГРЮЛ в конце февраля, а Инна Мужарова превратилась из гендиректора в ликвидатора. 1 июня компания подала в саратовский арбитраж заявление о самобанкротстве, выставив самой себе претензии на 1,3 млрд рублей. Заявление до сих пор не принято к производству. Буквально за несколько дней до этого к идее банкротства присоединилось московское ООО «Довмонт». Оно с февраля пытается взыскать с саратовских недропользователей долг в 384,2 тысячи рублей.
К июлю стало понятно, что у «ГеоПромНефти» нет средств и имущества, чтобы расплатиться с кредитором: согласно бухгалтерским справкам на 1 августа за ООО не числилось ни долей в уставных капиталов иных юрлиц, ни недвижимости, ни нематериальных активов. Все, чем владеет компания — имущество стоимостью 1,4 млн рублей.
- Установлено превышение требований кредиторов к должнику над стоимостью его имущества, - резюмировал судья и удовлетворил ходатайство «Довмонта» об упрощенной процедуре банкротства. Правда, судя по пояснительной записке к бухгалтерскому отчету, на конец прошлого года компания все-таки обладала нематериальным активом — лицензией на право пользования Клинцовским месторождением (Пугачевский и Краснопартизанский районы) стоимостью более 70 млн рублей. Также на конец года еще были материальные поисковые активы в составе водозаборных и поисковых скважин Пугачевского-1 участка и нефтесборных скважин Клинцовского месторождения стоимостью более 235 млн рублей. А вот с деньгами на счетах и правда не густо — всего 62 тыс. рублей, а в числе дебиторской задолженности — переплата по налогам на 10 млн рублей.
Напомним, в 2013 году это месторождение вошло в число 8 крупнейших российских открытий года. Предполагалось, что участок недр, до этого практически не освоенный, должен дойти до полноценной эксплуатации через 7-8 лет. А извлекаемые запасы нефти составляли 12 млн тонн.
Однако в мае 2020 года право пользования лицензией на разведку и разработку Пугачевского-1 участка было прекращено, видимо, самой компаний, хотя выдавалась она до 2031 года. Пока этот участок отсутствует в перечне недр, предоставляемых в пользование в 2020 году. Глава юридического бюро «АргументЪ» Андрей Ларин не исключил, что в связи с прекращением права пользования вновь будет объявлен аукцион.
- Все зависит от требований лицензии. Если она предполагает, что право пользования данным участком должно быть разыграно на аукционе, значит, так тому и быть, - отметил он.
Напомним, в 2017 году у «ГеоПромНефти» лицензия на разработку Рахмановского участка (Пугачевский и Перелюбский района) была также прекращена, но затем переоформлена на саратовское ООО «Инвестпромнефть», руководителем которого также значилась Инна Мужарова. Обеими компаниями сейчас владеет предприниматель и разработчик IT-решений Алексей Контяев. В деле о самобанкротстве «ГеоПромНефти» примечательны и третьи лица. Кроме уже упомянутого «Довмонта», там значатся британский офшор «Минерал-Инвест Лимитед» и Саратовский военизированный отряд по ликвидации газовых и нефтяных фонтанов, структура федерального учреждения — «Аварийно-спасательное формирование «Северо-Восточная противофонтанная военизированная часть». Согласно данным из открытых источников, изначально «ГеоПромНефть» входила в состав группы «Итон-Ойл», к настоящему моменту не действующей. В материалах арбитражного суда Саратовской области упоминается, что в апреле и мае 2008 года «ГеоПромНефть» и ООО «Итон-Ойл» заключили два договора займа. В дальнейшем «Итон-Ойл» переуступило право требования долга «Минерал-Инвест Лимитед». Британский офшор получил возможность требовать с нефтяников 39,6 млн рублей долга и 15,3 млн рублей штрафов и процентов по первому договору и 41,8 млн рублей долга плюс 18,5 млн рублей штрафов — по второму. Конкурсное производство по заявлению «Довмонта» открыто до 28 января следующего года, москвичи включены в реестр кредиторов третьей очереди. Конкурсным управляющим утвержден Артем Кадников, член Ассоциации СРО арбитражных управляющих «Эгида».  В реестр кредиторов уже попросился глава КФХ Павел Кващук с претензией в 750 тыс. рублей. Хозяйство с 2005 года занимается выращиванием зерновых в Краснопартизанском районе. Конкурсному управляющему неизвестно основание для долга, однако в Саратовнедра за 2015 год Кващук числится в перечне юридических и физических лиц, с которыми «ГеоПромНефть» в 2008 году предварительно согласовывала право пользования земельным участком под скважиной Пугачевский-1.
Справка «БВ»    ООО «НК «ГеоПромНефть» создана в 2004 году в Саратове. В 2016 году компанию купила норвежская нефтегазовой компания Araca Energy. В 2018 году в структуре собственников упоминался лишь кипрский офшор «Пенстемон Холдингс лимитед», собственный и передавший право собственности Алексею Контяеву.   В 2014-2016 годах выручка компании составляла от 6,9 до 2,4 млн рублей. С 2017 года она снизилась до нуля, в прошлом году внезапно выросла до 14,4 млн рублей. Чистый убыток при этом сократился с 90 млн рублей до 70 млн. В 2018 года краткосрочные заемные обязательства компании составляли порядка 3 млрд рублей.