Отходы и доходы: в чью пользу кошмарят бизнес в Балаково и как Саратовская область рискует разбазарить ценное сырье

Ситуация вокруг россыпей серы и запасов цинка на площадке бывшего балаковского завода «Химволокно» делает неожиданный поворот. Напомним, АО «Центрком» - транспортная компания, больше 10 лет работающая в Балаково, этой весной неожиданно столкнулась с пристрастным вниманием Росприродназдора. По странному совпадению, произошло это именно тогда, когда в г.Балаково зашел новый инвестор ООО «Осинт» с далеко идущими планами и неоднозначным подходом к их воплощению. Защищая свою деловую репутацию, компания «Центрком» обратилась к бизнес-уполномоченному Полине Московской, а затем и в прокуратуру Саратовской области. На днях в Балаково прошла встреча руководителя предприятия Светланы Русу с облпрокурором Сергеем Филипенко и новым прокурором города Балаково Романом Яценко. Ситуация как с проверкой Росприроднадзора, так и с планами краснодарской компании «Осинт» по переработке отходов «Химволокна» взята под контроль, а к Росприроднадзору у прокурорских работников появились очень неудобные вопросы. Как мы уже рассказывали, поводом явиться на площадку «Центркома», объявить старые запасы серы, бывшей некогда сырьем для серной кислоты, отходами, не дожидаясь завершения собственной проверки пообещать компании санкции на сотни миллионов рублей, для надзорного органа стала жалоба от ее бывшего сотрудника, являвшегося в тот момент фигурантом уголовного дела о взятке. По некоторым данным, «супермен» Чиженьков, легко проникающий в закрытые промзоны, успел заглянуть не только к «Центркому». Правда, с другой компанией у Росприроднадзора вышло все не так гладко. «Чистому миру» чиновники проиграли всухую.

«Чистый мир»: у Росприроднадзора нечисто с документами

Компания «Чистый мир» зарегистрирована в городе Каменка под Пензой и занимается сбором отходов, в том числе и в Саратовской области. В январе этого года межрегиональное управление Росприроднадзора подало на нее в суд, требуя уплатить 1,7 млн рублей. В такую сумму ведомство оценивало вред, нанесенный почве на земельном участке под номером 64:40:041602:592. Но уже через несколько месяцев все претензии ведомство отозвало назад. Определением суда от 6 июля спор был прекращен.
Согласно материалам суда, всего за пару недель до этого, 22 июня 2023 года, ответчик представил в пензенский арбитраж заявление о фальсификации доказательств. В связи с тем, что истец сам передумал, «Чистый мир» согласился с тем, что суд не будет рассматривать эти материалы.  
По данным источников «БВ», в основе претензий была опять же жалоба некоего бдительного гражданина – возможно, все того же Антона Чиженькова, чье заявление привело проверяющих и в «Центрком». Без заявления проверка компании была бы невозможна — на внеплановые контрольно-надзорные мероприятия действует мораторий, обойти его можно только через жалобу. Собеседник редакции, знакомый с подробностями дела, рассказал, что «Чистому миру» с помощью экспертизы удалось доказать факт подделки ряда подписей и печати. Несмотря на заключенное соглашение до финала судебные разбирательства еще не дошли. «Чистый мир» настаивал на привлечении соответчиком администрации Балаковского района, оспорил отказ в апелляции, и этот вопрос сейчас рассматривается заново. А пензенская компания, по слухам, собирается идти в полицию. То, что в арбитражном суде доказательства подделки документов решили не рассматривать, еще не значит, что «Чистый мир» про них забыл. Несмотря на фиаско с «Чистым миром», рвение чиновников Росприроднадзора не иссякло. Следом они взялись проверять «Центрком». Но и транспортная компания оказалась не последним звеном в цепочке. В июле этого года Росприроднадзор взялся за ООО ПК «БВО». Компания зарегистрирована здесь же, на площадке «Химволокна», с 2017 года занимается водоснабжением и водоотведением, арендует имущество ООО «Производственный комплекс №5», а именно - отстойные пруды и сбросные каналы. Ее ключевые абоненты — арендаторы и собственники участков на территории «Химволокна». Пользуется услугами этой компании и МУП «Балаково-Водоканал».
При проверке надзорное ведомство старалось не упустить ни одной мелочи. Ревизоры перечислили все отходы, которые потенциально может образовывать ПК «БВО», включая даже исчерпавших свой ресурс компьютерных мышей и содержимое корзин для бумаги в офисе.
Не забыли и про охрану атмосферного воздуха, поставив предприятию в укор использование электросварочного аппарата. Брали пробы воды из отстойного пруда. Скорее всего, именно для этой тщательнейшей проверки, дошедшей в прямом смысле слова до мышей (компьютерных) потребовалось уже упомянутая нами жалоба полпреду президента РФ в ПФО Игорю Комарову на неких «банкиров, захоронивших шламы» и загрязненное «озеро Маховое». На самом деле, Моховое – изначально искусственный водоем, отстойный пруд покойного «Химволокна». В предписании, выданном ПК «БВО» (есть в распоряжении «БВ») содержатся требования актуализировать учетные сведения о своих прудах и каналах. Также компании поставили в вину, что она «Не ведет ежедневные регулярные наблюдения за состоянием водоохранной зоны Волгоградского водохранилища с записью в соответствующий журнал». Сложно представить, чтобы ото всех пользователей отстойных прудов требовали таких мер. И акт проверки, и предписания наводят на мысли, как минимум, о пристрастности ведомства.

Цинковая лихорадка

Что же объединяет эти предприятия, к которым поочередно нагрянула проверка очень замотивированных чиновников? Род деятельности у всех разный - «Центрком» занимается эксплуатацией железнодорожных путей, ПК «БВО» - обеспечивает промзону водой и отводом стоков, «Чистый мир» утилизировал отходы. Но есть у них и общее – интерес нового инвестора ООО «Осинт».
Балаковский промышленный гигант оставил после себя не только серу. Главное его наследство, сулящее многомиллионные доходы — это шламы, отходы от производства вискозы. Высокое содержание в них цинка делает шламы очень и очень привлекательным сырьем. А самих шламов уже к 1990 году скопилось более 2 млн тонн. Цинк — металл ценный, к тому же являющийся предметом биржевой торговли.
У «Чистого мира» такого объекта, как выяснил «БВ», не было, зато был свой источник цинка: металлургическая пыль, которую компания некогда забирала еще с завода «Северсталь» до смены собственника. Мешки с этой пылью, уверяют собеседники «БВ», до сих пор лежат на территории промзоны и потенциально пригодны для того, чтобы добыть цинк и оттуда. Вот здесь мы и подходим к событию, предваряющему всю эту серию проверок: появлению инвестора – распиаренного властями ООО «Осинт». Компания пообещала вложить 1 млрд рублей как раз в переработку отходов на цинк. В связи с этим очень любопытна справка по ее инвестпроекту (есть в распоряжении «БВ»). Там дословно указано, что «на балансе муниципального образования город Балаково находятся объект в котором хранятся отходы IV класса опасности (пыль газоочистки выбросов электросталеплавильной печи), оставшаяся после ликвидации ООО «Чистый мир». Но позвольте! Кто и когда ликвидировал «Чистый мир», если компания благополучно действует и даже сумела доказать фальсификацию документов проверки? С «ликвидацией» «Чистого мира» инвестор явно поторопился. Говорится в документе и о шламах – к 1990 году их объемы на территории «Химволокна» превышали 2 млн тонн. Это потенциально 180 тысяч тонн цинка – поистине золотое дно!
Вот только один из накопителей находится на территории Балаковского химволокна, где размещается «Центрком». Не с этим ли связаны все проверки и насчитанные 230 млн. рублей ущерба окружающей среде?
Сама пояснительная записка тоже красноречива. Согласно ей, краснодарский инвестор просит администрацию Балаковского района предоставить права пользования на участок 64:05:131201:6 и передать в распоряжение нежилое здание под номером 64:41:000000:5612 — с отходами, которые там хранил «Чистый мир» и ИП Рогачев М.М. «после расторжения договора аренды». То есть, «Осинт» всерьез рассчитывает, что ради инвестиций администрация выставит действующих арендаторов с территории? А участок под номером 64:05:131201:6, согласно кадастру, это земли водного фонда. Что же касается здания, то оно является муниципальной собственностью и находится совсем на другом участке. Вот он на карте. Под номером 64:40:041602:592. Тот самый участок, что фигурирует в судебном споре «Чистого мира» с Росприроднадзором. На этом фоне попытки со стороны надзорных органов закошмарить старожилов «Химволокна, сложно объяснить одним лишь служебным рвением. У «Чистого мира» - запасы металлургической пыли, у ПК «БВО» - отстойники, инфраструктура, которой пользуются все окрестные предприятия и город Балаково заодно. У «Центркома» - подъездные железнодорожные пути. Не слишком ли много совпадений? А самое главное, при таком подходе не надо договариваться ни с собственником металлической пыли, ни с собственником шламонакопителей. Как у Булгакова: все отобрать и поделить…

А инвесторы кто? 

Планы извлечь из накопителей «Химволокна» цинк вынашивались задолго до прихода «Осинта». Также эту идею высказала компания ООО «Приморск1» в 2018 году. Процесс извлечения цинка из шламов оценивался и в лаборатории, и на промышленном оборудовании. Исследования показали, что шлам достаточно отжечь в роторной наклонной печи, чтобы получить смесь из сульфида и оксида цинка. Бизнес проект в свое время был представлен в Корпорацию развития Саратовской области.
Компанию «Приморск1» купил «Осинт», в пояснительной записке инвестор называет это первым шагом к реализации своего проекта. Приобрел он и ее активы в Балаково — остатки бывшего производства керамзита на территории Балаково. Что важно — вместе с печью, в которой керамзит обжигали. То, что печь на участке имеется, подтвердили «БВ» соседи «Осинта».
То есть у «Осинта» на момент анонсирования проекта на 1 млрд рублей уже были: лабораторные исследования, данные о том, сколько цинка потенциально можно получить, оборудование, помещения и участок земли под номером 64:40:041601:94. Но непонятно, во что тут, собственно, вкладывают миллиард? Кстати, ни о каком строительстве производства речи пока не идет. Как следует из ответа саратовского минстроя на запрос общественницы Натальи Караман, разрешения на строительство завода по переработке шламов «Осинту» никто не давал. Вот такой парадокс — разрешения нет, публичных слушаний и охранных санитарных зон тоже нет, зато есть инвестпроект и планы по добыче цинка уже к концу года. А также полное равнодушие Росприроднадзора к происходящемиу, которого куда больше волнует, откуда у «Центркома» сера и почему ПК «БВО» не наблюдает за Волгоградским водохранилищем в режиме 24/7.
Инвестиционное соглашение региона с «Осинтом» было подписано на экономическом форуме в Петербурге только в июне этого года, хотя компания уже 2 года как обосновалась в Балаково. Спустя месяц после подписания документа структура собственников компании изменилась, шестеро россиян с основным бенефициаром Сергеем Белевцевым из Краснодара потеснились и приняли в свои ряды седьмого участника бизнеса: гражданина Болгарии Тенчо Шикова, совладельца «Ромфармы», российского подразделения румынской фармацевтической фирмы S.C. Rompharm Company S.R.L.
Думается, появился он тут не случайно - в период, когда иностранный капитал из российского бизнеса разбегается, сохранивший деловые отношения зарубежный предприниматель весьма полезен. Но с другой стороны, цинк котируется и продается на международных биржах, сейчас его тонна оценивается примерно в 2500 долларов. А потому залежи шламов в миллионы тонн подстегивают воображение. Вот только куда пойдет извлеченный цинк? На нужды российских компаний-потребителей, как ценное сырье, или прямиком на Лондонскую биржу металлов через зарубежные структуры, не попадающие под санкции? В последнем случае экономическая выгода для региона от громкого инвестпроекта начинает выглядеть сомнительной
Но на чьи нужды оно пойдет, кому и как инвестор будет его продавать, никто даже не попытался поинтересоваться. В записке к инвестпроекту «Осинта» ясно сказано, что он готов «ликвидировать накопленные залежи опасных отходов, несущих угрозу экологии области», хотя прошедшие проверки Росприроднадзора угрозу экологии не выявили, опасные отходы не найдены. Куда пойдут доходы, извлеченные из этих отходов, компания скромно молчит.