Пока саратовские чиновники трубят о рекордах, аграрии не знают, куда девать пшеницу. Ждем массовых банкротств?

По последней сводке министерства сельского хозяйства на 26 сентября в регионе было намолочено 5 млн 718 тыс. тонн зерна, в том числе озимой пшеницы - 4 млн 176 тыс. тонн. Прогноз ведомства - порядка 6 млн 400 тыс. тонн при средней урожайности 28,6 центнеров с гектара. Экспортный пылесос почти заглох В этом году большой урожай – совсем не редкость в регионах России. Например, Ростовская область намолотила 14,5 миллиона тонн, это самый большой урожай зерна за всю историю СССР и современной России, в Краснодарском крае валовый сбор чуть меньше — 12,4 миллиона тонн при фантастической средней урожайности в 65 центнеров с гектара. А в целом по стране прогнозируется валовый сбор в размере 130 млн тонн, но никого эти рекорды не радуют, потому что экспортный пылесос, который исправно выводил излишки зерна с внутреннего рынка и позволял держать приемлемые для аграриев цены внутри страны, в этом году работает на малой тяге.
Аналитики говорят, что в три раза снизилось и количество экспортеров, и количество стран, в которые мы поставляем зерно. И это при том, что санкций на экспорт продовольствия, в частности, зерновых, из России нет. Однако существует масса препятствий: российские суда не пускают в иностранные порты, не работает международная платежная система SWIFT, некоторые страны не принимают отечественные платежные средства.
Все это приходится обходить окольными путями: например, российскую пшеницу везут в Казахстан или в Индию, а уже оттуда — к месту назначения. Но сложная логистика это лишние посредники, а значит, дополнительные затраты, которые приходится включать в стоимость товара. Сильно увеличивает цену фрахт судов и страхование груза – все это резко подорожало. Но главный фактор – это вывозная пошлина. По данным Российского зернового союза, в этом году в пересчете на валюту она составляет 81 доллар за тонну, тогда как в 2021 году была 51 доллар. И это при снижающихся закупочных ценах! Соответственно, экспортеры, стараясь получить маржу побольше, снижают закупочные цены на внутреннем рынке. Это категорически не нравится российским аграриям, и они шлют из регионов тревожные сигналы. Жертвой большого урожая и невыгодной конъюнктуры уже стал Южный Урал (Челябинская область), где сельхозтоваропроизводители заявляют о неминуемом разорении и уже обратились в УФАС, подозревая переработчиков в ценовом сговоре. По данным аграриев, которые приводит «Октагон.Урал», себестоимость пшеницы достигает 22 тыс. рублей за тонну, а дают за нее максимум 12 тысяч. Элеваторы заполнены, как сохранить зерно до более выгодной конъюнктуры, как отдавать кредиты, оплачивать лизинг, никто не знает. «Крестьянские ведомости» считают, что цены рухнут ниже себестоимости, но крупные агрохолдинги смогут ссыпать излишки в хранилища до лучших времен, а вот мелких производителей ждет массовое банкротство. Призрак разорения В Саратовской области чиновники традиционно стараются обогнуть острые углы. По данным многочисленных совещаний, в регионе имеется более 50 элеваторов и хлебоприемных предприятий на 3,4 млн тонн емкостей единовременного хранения, а есть еще и элеваторы водного типа на 360 тыс. тонн. С учетом складских емкостей самих хозяйств общая емкость по хранению зерна в области составляет 7,2 млн тонн. Это почти на миллион тонн больше ожидаемого урожая зерновых, но будет ведь еще и подсолнечник! А куда девать семечку, если зерно «застрянет» в хранилищах? А оно застряло уже сейчас, потому что нет ни хорошей цены, ни покупателей.
- Двенадцать тысяч рублей за тонну пшеницы третьего класса! - возмущается собеседник «БВ», пожелавший остаться неизвестным. – А в прошлом году было 16-18 тысяч, и за нами покупатели еще и бегали, а сейчас всего лишь один-два звонка в день.
Владелец крупного агробизнеса считает, что издержки на сев увеличились не сильно, но с проблемами столкнулись покупатели импортных гибридов подсолнечника: если обычно семена поставлялись при 30% предоплате, то в этом полный объем получили только те, кто сделал 100% предоплату. Остальные вынуждены были срочно добирать недостающее на рынке. - Не могу сказать, что элеваторы лютуют, выкручивают руки, - говорит наш визави. – За два года хорошей цены все, кто мог, не только обновили технику, но и построили собственные хранилища, поэтому пока дефицита мощностей хранения лично я не видел. Кто взял кредиты, просто воют А вот еще один собеседник нашего издания, возглавляющий управление сельского хозяйства в одном из районов, предвидит серьезные проблемы с хранением нового урожая:
 - Фактически, после уборки подсолнечника придется либо зерно из хранилищ выносить, либо семечку оставлять на улице, либо отдавать 5-10% урожая элеватору. Неопределенность сегодня полнейшая, людями надо зябь пахать, закупать ГСМ, а продаж зерна нет. А кто взял кредиты, их же так много раздали по льготной ставке, те сегодня просто воют! – уверен источник, говоривший на условиях анонимности.
Особенно возмущает чиновника цена пшеницы 4-5 класса, при том, что из-за дождей во время уборки, понизивших качество урожая, такого зерна особенно много:  - Семь тысяч за тонну 4 класса сегодня дают перекупщики! Конечно, для крестьянина и такая цена не в убыток, потому что затраты на гектар составляют 5-10 тысяч рублей, а даже при урожае в 4 центнера с гектара получается 28 тысяч рублей. Но хочется же больше денег заработать. Я считаю, главная причина такой цены это экспортная пошлина. Летом министр Патрушев начал говорить, что урожай будет плохой, надо защитить страну, иначе останемся без хлеба. И все начали ему подпевать, а сейчас все видят, что урожай огромный, но пошлину не снижают. Перекупщики уронили закупочные цены на 4-5 класс как раз на размер повышения, но все стоит, потому что еще и рынок закупорен. Вот кому все это надо?
Кстати, по мнению главы медиа-группы «Крестьянских ведомостей» Игоря Абакумова, сохранение экспортных пошлин может обернуться катастрофой для всего сельского хозяйства уже в самой ближайшей перспективе. Убытки аграриев при низкой цене на зерно приведут к невозврату кредитов и лизинговых платежей за технику, что, в свою очередь, затронет сотни производств в смежных отраслях.
Не вернули зерновикам и убытки из-за предыдущих пошлин, по подсчётам «КВ» речь идет о 150 миллиардах рублей. Это прямые убытки для сельского хозяйства, в результате многие производители пошли по пути упрощения технологий и на выходе получили зерно низкого качества, которое вообще сложно продать на внешнем рынке. Сегодня российский урожай зерновых покупают Египет, Турция, Иран, Алжир, Судан, Ливия, Саудовская Аравия. Отчасти разгрузке внутреннего рынка помогает открытие железнодорожного хаба на Дальнем Востоке для торговли с Китаем, через который пойдет сибирское и дальневосточное зерно. Саратовский хлеб, по данным регионального минсельхоза, отгружается на экспорт в Азербайджан, Казахстан, порты Краснодарского края, Ростовской и Астраханской областей. Внутри страны основные направления - Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Краснодарский край, Волгоградская, Ростовская, Калининградская, Самарская, Тамбовская, Кировская области. Глава хозяйства в Лысогорском районе Виктор Семикин считает, что справедливая цена за четвертый класс и фуражное зерно хотя бы 10 тыс. рублей за тонну:
 - При наших затратах, при том, что мы содержим инфраструктуру, несем социальную нагрузку это была бы нормальная цена, но кто ее сегодня даст, если в прошлые годы Россия продавала до 40 млн тонн на внешний рынок, а теперь непонятно что с экспортом. Будем закладывать в хранилища и ждать цену, потому что все дорожает, а хлеб почему-то падает, - возмущается сельхозпроизводитель.
При этом Семикин не верит, что с подсолнечником будет так же, как с зерном: - Множество заводов поставили, все жмут масло, потому что это биржевой товар и оно всегда будет продаваться. Сейчас Краснодар начал уборку, первые продажи пошли по 22-27 тысяч за тонну семечки, но эта цена не продержится, будет снижение. Однако семечка не залежится, ей всегда найдут применение. Надеюсь, как-то проживем при новых ценах, главное, мы не брали кредиты, не обвешены обязательствами. Но очень как-то угнетает, что падает все – софлор, горчица, просо, нут. Нет нигде нормальной цены!
Справка «БВ». По официальным данным, на 1 сентября аграриям области выдано кредитов по коммерческой и льготной ставке на 19,6 млрд рублей. Из них на проведение сезонных полевых работ – 10,8 млрд рублей, что на 1,8 млрд рублей больше аналогичного периода прошлого года. Лимит области по льготным краткосрочным кредитам на 2022 год составляет 969,2 млн рублей, что в 3,2 раза больше лимита 2021 года.