Роковые яйца: прокуроры и борцы с монополизмом проверили «Саратов-Птицу», а холдинг прославил область на всю страну

Картинки великого народного схода, который имел место 2 декабря на Театральной площади в Саратове, облетели российские СМИ и множество тг-каналов. Горожане толпились в очередях за дешевыми яйцами, а тысячи пабликов не скупились на язвительные комментарии.

Почем яйца для народа?

Скромный герой этого батального полотна – региональный холдинг «Саратов-Птица», отпускавший населению 2 декабря десяток яиц категории С1 по 79 рублей, а категорию С0 по 81-му. Отсюда и ажиотаж. С гендиректором агрохолдинга Дмитрием Ивановым «БВ» решил обсудить состояние дел в отрасли, цены на прилавках, перспективы яичного экстрима и дальнейшие планы «Саратов-Птицы». На данный момент известно, что ФАС по итогам проверки предложила сетям добровольно ограничить наценки на яйца до 5% на период до марта 2024 года. Зампред правительства РФ Виктория Абрамченко поручила Минсельхозу, Минэкономразвития, Минфину и Минпромторгу принять меры, направленные на увеличение внутреннего производства мяса кур и куриных яиц. Ведомства должны до 19 декабря выдать предложения по решению задачи. Все это более чем серьезно, так как оба продукта входят в перечень социально значимых, за их стоимостью следит государство. Если какой-то продукт из списка подорожал хотя бы в одном из регионов более чем на 10% (за исключением сезонного фактора) в течение 60 дней подряд, для него могут установить предельные розничные цены на срок до 90 дней. Дмитрий Иванов считает, что нынешний ценовой экстрим имеет сложную природу, в его основе несколько факторов, потому что ни один по отдельности не должен был вызвать такой рост ценников на куриные яйца. "Эксперты и сами производители говорят, что виноваты корма, логистика, доллар, но, ни один из этих параметров не вырос по стоимости настолько, насколько взлетели цены на конечный продукт", - отметил он в беседе с "БВ".  - Тогда в чем же дело? Какова главная причина?
 - В 2023 году в России, из-за птичьего гриппа и других вирусных инфекций, численность голов птицы сократилась на 5 млн. А это 1,5-2 млрд штук яйца в годовом исчислении. Инфекции периодически накрывают страны и целые континенты, из-за них в США яйцо вообще подорожало в 5 раз. А российское, кстати, по-прежнему самое дешевое и находится в международном рейтинге на предпоследнем месте.
- Санкции сыграли роль?  - Да, сократилось количество заграничных поставщиков, например, а в России всего две компании занимаются производством клеточного оборудования, и они завалены заказами. - Но именно снижение производства яйца стало триггером и дал толчок росту цен?  - Нынешнее подорожание – это отложенное подорожание. Оно стало шоком для покупателей, потому что взлетели цены, которые должны были плавно расти год от года процентов на 7-8%. Должны были, но не росли. Последние лет 10 рентабельность яичного производства составляла 4-6% в годовом исчислении. Это низкорентабельная отрасль, которую никто особо не стремился развивать. Не было каких-то суперинвестиций, развитием занимались сами птицефабрики с помощью субсидий Минсельхоза РФ, потому что за счет одной только собственной прибыли развиваться невозможно. Такой рентабельности не хватает на замену оборудования, а оно, кстати, служит всего 10-15 лет. Сегодня все крупные фабрики имеют закредитованность 30-50% от выручки, это много, но иначе не выжить. - А почему раньше цены не росли, как вы говорите, плавно, на какие-то проценты, почему рвануло именно сейчас?
 - Но когда-то же должно было рвануть. Вы посмотрите статистику: с 1990 года цена дизтоплива выросла в 520 раз, литр молока в 225 раз, а яйцо только в 105 раз. Понятно, что люди хотят покупать в магазине дешевле, но это же сообщающиеся сосуды. Если продукт дешевый, то мы не развиваемся, проблемы копятся, и в итоге когда-то эта ситуация рванет. Пружина же до бесконечности сжиматься не может.
 - И все же раньше почему цены не поднимались?  - Рынок не давал: из-за избытка предложения закупочные цены были низкие. Теперь другая ситуация, яйца объективно меньше.  - Давайте разберемся с ценами. Вы продавали на ярмарке яйцо по 78 рублей за десяток – это была директивная цена, вам ее поставило областное правительство. Но где же тогда ваша рентабельность? Вы себе в убыток продали на прошлой ярмарке 50 тыс. штук яиц?  - У нас существуют долгосрочные контракты с сетями, где мы полгода обязаны продавать сетям определенное количество яйца по 68 рублей за десяток. Но остальное мы продаем на свободном рынке, это, так сказать, биржевой продукт, его цена формируется в зависимости от спроса и предложения. А так как в этом году объективно наблюдается снижение производства яйца, то торговля вынуждена брать продукт по 130-140 рублей. - Получается, «Саратов-Птица» все же благотворительностью занималась в прошлую субботу?  - Понимаете, все наше производство сосредоточено в Саратовской области и мы можем часть продукта отпустить своим землякам по социальным ценам. Но, к примеру, на ярмарке 9 декабря мы будет продавать яйцо чуть дороже, но все равно гораздо ниже, чем оно лежит на прилавках магазинов.  - А какова справедливая цена за десяток сейчас, с учетом всех факторов – курса доллара, стоимости ГСМ и прочего?
 - По моим подсчетам, в 2023 году справедливая цена яйца  - 85 рублей за десяток в годовом исчислении, то есть летом поменьше, в зиму побольше. Эта цена дает производителю ту рентабельность, которой хватит для нормального развития, возможности обновлять оборудование, технику, повышать зарплату сотрудникам.
- Слушайте, но если 85 рублей справедливая цена, а сети продают по 120 рублей, то не слишком ли у торговли жирная маржа?  - Я уверен, что не слишком, потому что только часть яйца сети берут по законрактованным ценам, а остальное – по биржевым. А если закупали по 140, а продавать вынуждены по 120 рублей, то это уже не маржа, а прямой убыток. Сейчас как-то торговля выводит баланс за счет контрактного яйца, которое получает от нас, к примеру, по 68 рублей.  - Но рекомендация ФАС торговле не делать наценку выше 5% как же будет выполняться?  - Я не готов комментировать ценообразование сетей, это вопрос не моей сферы деятельности. - Вот вы сейчас на свободном рынке продаете яйцо по 140 рублей за десяток. К вам не приходили еще компетентные органы?  - Мы продаем не только за 140 рублей десяток, но и за 68 и за 78 рублей. Нас регулярно проверяет и УФАС, и областная прокуратура. Запрашивают расчет себестоимости, что-то сравнивают, смотрят. А сейчас, когда ситуация выстрелила, тем более приходили. - А импортозамещение все-таки имеет место быть в вашей отрасли? - Есть такое понятие – прородительские линии той или иной породы, ими владеют зарубежные компании. От этих генетических линий получаются родители. Вот родители у нас в России есть, в племрепродукторах. А уже от этих родителей получается яйцо, из которого выводится цыпленок. Мы приобретаем его, и он через полгода вырастает начинает нести яйца, которые мы продаем населению. Сейчас в Сергиевом Посаде открылся российский генетический центр. Для вывода отечественных генетических линий. Но когда он начнет оказывать существенное влияние на рынок, трудно сказать.  - А призыв Виктории Абрамченко резко нарастить производство яйца как вы оцениваете?
 - Чтобы возвести цех на 100 тысяч голов птицы, нужно вложить 200 млн рублей и потратить год времени. Три месяца - проект, 4-5 месяцев уйдет на закупку оборудования, за это время мы смонтируем цех, потом поставим оборудование, посадим цыпленка, а он только через полгода будет нести яйца. Поэтому внезапно это не произойдет.
- Но ведь и вам придется все равно расти, раз приказывают власти.  - А мы в 2024 году уже запланировали запуск новых цехов на 300 тыс. голов птицы, так что можно сказать, что призыв правительства усилить и умножить выполним в числе первых. - Вот вы говорили про справедливую цену в 85 рублей за десяток, но нынешние биржевые цены в 140-150 рублей какую рентабельность формируют?  - Наш холдинг продет вне сетевых магазинов всего 20% продукции, поэтому  какой-то суперрентабельности в общем итоге мы все равно не достигнем, с учетом затрат и предыдущего недофинансирования. У нас же, как и у всех, высокая закредитованность.  - Директивная цена, по которым вы торгуете на ярмарке на Театральной площади, останется прежней?  - Нет, мы немного поднимем цену, примерно до уровня справедливой. Но зато 9 декабря увеличим число торговых точек с 4 до 10. А что будет дальше – сложно сказать… Вопросы задавала Наталья Левенец