Первый блок из трех вопросов касается того, в каком поколении живет в Самаре респондент и члены его семьи. Для этого нужно сказать, сколько лет человек живет в городе, кто из предков первым переехал сюда, а если респондент приезжий, то необходимо указать, из города с каким числом населения он переехал в Самару.Второй блок вопросов связан с "обилием различных этнических групп, являющихся носителями разных культур". Отмечается, что в Самаре "помимо русских проживает множество представителей других национальностей со своими традициями, образом жизни" и "некоторые из них проживают на одной историко-культурной территории". Респондента просят указать, к какой национально-этнической группе он относится, каким образом проявляется связь с ней - через знание языка, соблюдение традиций гордость от принадлежности к ней. А также отметить, если известны ли какие-либо историко-культурные районы (кварталы) на территории Самары, где бы проживали люди одной национально-этнической группы. Третий блок вопросов касается историко-культурного наследия - как раз культурных традиций, праздников и обрядов, "культурной памяти" народа, "объединяющей его в сильную нацию". Респондентов спрашивают, известны ли им таковые, есть ли традиции в их семьях, а также знают ли они какие-то исторические технологии, характерные для Самары.
Дальнейшие вопросы касаются исторической части Самары. Жителей спрашивают, с какой целью они посещают эту территорию и как часто. Отдельный вопрос - что привлекает больше всего: уютные улочки, неповторимый колорит, обилие общественных пространств, кафе или не привлекает ничего. Самарцев просят назвать конкретные улицы, площади, парки, части набережной, которые привлекают больше всего.В следующем блоке вопросов авторы предлагают описать свой отдых в исторической части города в летнее и зимнее время, а также ответить на вопрос о том, как обычно самарцы добираются до этой части Самары. Кроме того, горожан спрашивают, где именно лучше всего ощущается связь с прошлым, какие места в городе советуют посетить гостям, а какие части лучше всего выражают его самобытность, делая непохожим на другой город. Самарцам предлагают определить, что или кто может стать символом города и выбрать выражение, наиболее полно его характеризующее - от запасной столицы Российского государства до столицы Жигулевского пива. Историческую же часть Самары предлагают оценить по нескольким критериям, в том числе развитости сферы благоустройства, озеленения, освещения, возможности отдохнуть семьей и даже поведения горожан и туристов.
Внушительный перечень и в следующем пункте, где предлагается отметить, какие мероприятия необходимо осуществить в первую очередь, чтобы повысить качество городской среды исторической части Самары, сделать ее удобнее для горожан и для гостей города. Причем есть и вариант "ничего не делать, оставить все как есть".Респондентов спрашивают о знаковых зданиях-акцентах, отношении к туристам и о том, в каком формате мероприятий они могут принять участие. В их числе, например, участие в движении каучсерфинг (гостевая сеть, члены которой предоставляют друг другу помощь и ночлег во время путешествий и организуют совместные путешествия). У бизнеса при этом интересуются, готов ли он участвовать в восстановлении исторической среды. Один из вариантов ответа - "готов при изменении налогового режима".
Как отмечает Ъ, похожий опрос чиновники проводили в Самаре в 1991 году. Жители тогда назвали ее историческую часть городским центром, хотя во всех генпланах советского периода он предусматривался на новых территориях. Данные опроса позволили скорректировать генплан города и тема переноса исторического центра больше не затрагивалась.
Тему сохранения исторического центра Самары в своих соцсетях периодически поднимает депутат ГД РФ Александр Хинштейн. Недавно он констатировал, что "самарские власти окончательно, похоже, похоронили проект «Бесконфликтной реновации старой Самары» путем создания исторического поселения".- Почти 4 года, прошедших с утверждения статуса исторического поселения (декабрь 2019), не привели ни к каким конкретным, осязаемым результатам. Весь пар ушел в гудок, - подчеркнул он.Депутат отметил, что поселение существует лишь на бумаге, а регион передал всю ответственность администрации Самары. - Это абсолютное лицемерие и лукавство. У города нет ни сил, ни средств, ни людей для такой масштабной работы. Если уж область за 4 года — ничего не сумела сделать, кроме утверждения границ ИП, чего спрашивать с муниципалитета, который и со своими-то прямыми обязанностями, прямо скажем, не сильно справляется? - вопрошает парламентарий. В пику зампредседателя самарского правительства Александру Фетисову Хинштейн перечисляет документы, которых не хватает для создания ИП. Он убежден, что их отсутствие и саботаж этой работы со стороны властей связан с желанием угодить застройщикам. При этом он не забывает покритиковать и губернатора Дмитрия Азарова, припомнив, что пять лет назад он докладывал Владимиру Путину о желании продолжить работу по реновации исторического центра и предлагал сделать Самару пилотным проектом «по сохранению исторических центров городов.
Недавно свой пост покинул советник губернатора, архитектор Виталий Стадников. Он поддержал позицию Хинштейна, отметив, "программа «Проект исторического поселения» «принята только декларативно» — регламенты не приняты. А период после наделения Самары статусом исторического поселения ознаменован «созданием условий для разрушения среды и всех основ сбалансированного развития центральной части города».