Вспомнить о министре Куликове и пожурить Бусаргина за оптимизм: саратовский бизнесмен - о проблемах в региональной промышленности

Саратовская промышленность - основа налогооблагаемой базы - даже в конце 90-х годов старалась удерживать стабильные позиции и  работать «в плюс». Однако председатель саратовского регионального отделения «Партии Дела» Олег Комаров считает, что сегодня ситуация далека от благополучной. Свое мнение предприниматель и политик выразил в интервью журналисту Сергею Щербакову. В частности, он прокомментировал выступление на ТВ врио губернатора Романа Бусаргин, заявившего о стабильной экономике в регионе и исправлении ситуации в промышленности.  – Я бы не стал делать столь оптимистических выводов. Конечно, то, что молодой глава региона обратил внимание на промышленность – отрадное явление. Но, поверьте, даже при всем его желании поправить ситуацию в данном случае быстро не получится, - считает Олег Комаров.  Он подтверждает своем мнение данными статистики: индекс промышленного производства Саратовской области за первое полугодие один из худших в стране - 90,7%, а за прошедший июнь итого меньше – 89,8%. Хуже обстоят дела только на Сахалине и в Калининградской области. Рост же прошлого года на 5%  он объясняет восстановлением промышленности после ковида. 
- Здесь можно привести пример, когда региональная промышленность рванула на 20% в рост после августовских событий 1998 года. Дефолт тогда подхлестнул крупные предприятия, заставил ориентироваться на собственные ресурсы и резервы. Конечно между дефолтом и эпидемией большая разница, но в любом случае мы говорим о вынужденном росте, - считает г-н Комаров. 
И критикует власть за примеры, связанные с созданием новых рабочих мест в промышленности. 480 из них созданы на металлургическом заводе в Балаково, балаковский филиал АО «Апатит», балаковском же «Вагоностроительном заводе», «Красноармейском механическом заводе» и  энгельсском «ФракДжет-Волга», в заказчиках у которого «Газпром», «Роснефть». - То, что рабочие места создаются – это хорошо. Но их создается мало, - считает предприниматель. Он напоминает, что в простое саратовский полиграфкомбинат (197 сотрудников), на продажу выставлен участок обанкротившегося АО «Электроисточник» и разорен некогда мощный оборонный ПАО «Тантал», который местная власть, по мнению главы реготделения, не удосужилась спасти.  Олег Комаров считает, что не стоит рассчитывать и на нефтяную иглу. Дмитрий Аяцков в свое время удивлялся добыче нефти в 2 млн тонн, однако в 2019 году она составила всего 1,4 млн тонн, а в прошлом - и вовсе 1,3 млн тонн. 
- Еще 10 лет назад специалисты называли ресурсную базу Саратовской области очень богатой: потенциально извлекаемые запасы нефти оценивались в 700 млн тонн, газа – в 1 трлн кубометров. Но для того, чтобы работать в этой отрасли в плюс, нужны огромные инвестиции. Как впрочем и в целом в промышленности. При этом не забывайте о заповедном правиле экономики: чтобы предприятие увеличило выпуск продукции на один рубль, в него нужно вложить два, - напоминает бизнесмен. 
Скептично он оценивает и сообщения о внушительных - порядка 50 млрд рублей - и сопоставимых с прошлым годом инвестициях в саратовскую промышленность в этом году. Он напомнил, что внешний долг региона - больше 50 млрд рублей, а инвестиций надо еще дождаться.  - Не надо обольщаться: большая часть инвестиций в промышленном секторе региона – собственные средства предприятий. И потому, как будут работать наши заводы, во многом зависит и инвестиционная составляющая, - подчеркнул он.  Со ссылкой на статистику политик отметил, что инвестиции в основной капитал региона в прошлом году составили 173 млрд рублей. - больше уровня 2019 года на 20 млрд рублей. Однако Олег Комаров считает, что чиновники очень любят жонглировать такими показателями и призывает разобраться в том, что на самом деле за ними кроется.
- По итогам прошлого года из общего объема инвестиций в основной капитал 20,3% приходилось на жилые здания и сооружения, еще 36,6% - на нежилые здания. И лишь 39% - это машины, оборудование, транспортные средства. Эта доля по сравнению с 2018 годом снизилась на 2%. А в структуре инвестиций только 59,7% приходится на частный капитал. И этот показатель в последние 3-4 года практически не изменился. На государственную собственность приходилось 20,4%. В 2021 году собственные средства предприятий в структуре инвестиций составили 57,7%, а привлеченные бюджетные средства – 20,5%. Цифры говорят сами за себя, - заключает глава реготделения «Партии Дела».
Возвращаясь к неоднократно поднимаемому в публичной плоскости вопросу сокращениям числа МСП, г-н Комаров комментирует и ситуацию с количеством промпредприятий. Он констатировал, что их количество неуклонно сокращается: в 2020 году было 43158, в текущем году – 40112. - Среди частного сектора экономики их стало почти на 3 тыс. меньше. Такая тенденция наблюдается как минимум последнюю пятилетку. Давайте вспомним «Бритиш Американ Тобакко» (табачная фабрика). В списках банкротов побывали Саратовский завод резервуарных металлоконструкций, балаковский завод «Волжский дизель имени Маминых», марксовский «Волгодизельаппарат», «Завод-Волгопромвентиляция», «Балаковский завод металлоконструкций», «Саратовский радиоприборный завод», «Завод керамзитобетонных изделий», Энгельсский трубный завод, балашовский «Трубопрокатный завод», АО «Нефетмаш-Сапкон». Его чудом избежал энгельсский троллейбусный завод. А ведь ЗАО «Тролза» в 2013 году стало лучшим экспортером предприятий автомобильной промышленности России в сфере моторных транспортных средств для перевозки 10 и более человек, - составил список политик. 
В качестве одной из причины он вспоминает фразу «Кадры решают все», внезапно приведя в пример Андрея Куликова - экс-председателя комитета по ЖКХ горадминистрации, а также министра промышленности и энергетики. По мнению Олега Комарова, на связанный с ним период с 2001 по 2010 годы «приходится наибольшее количество скандалов в коммунальной сфере областного центра», а «человек, имевший весьма отдаленное отношение к промышленности, росчерком пера свыше стал главой минпрома». Итогом же стал приговор в отношении экс-чиновника - 2,5 года колонии общего режима и запрет занимать должности в органах власти в течение трех лет.
- Областная власть в последние годы уделяла слабое внимание реальному сектору экономики. Конечно, ремонтировать тротуары и дороги, строить новые парки – вещь весьма полезная. Только эти направления не рождают новые рабочие места, не приводят к притоку внешних инвестиций. За исключением разве что федеральных бюджетных средств. А когда чиновники махают рукой на крупные предприятия, то о каком развитии может идти речь? И сегодня, когда молодой глава региона говорит о развитии промышленности в губернии, он должен понимать, что ему в наследство досталось незавидное хозяйство. И придется не один год прикладывать огромные усилия, причем, вместе с производственниками, чтобы преодолеть последствия бездарного руководства в промышленном секторе, - резюмировал Олег Комаров.