Bloomberg: как Китай вытесняет Россию с рынка Казахстана.

Экономические качели между Китаем и Россией в Центральной Азии движутся к новому равновесию. Казахстан ожидает, что его восточный сосед выйдет на первое место, поскольку международные санкции в связи с конфликтом на Украине постепенно трансформируют торговлю. После распада Советского Союза Россия оставалась крупнейшим торговым партнером Казахстана, даже несмотря на то, что Китай пытался активно осваивать регион, простирающийся от Каспийского моря до Маньчжурии. Серик Жумангарин в своем офисе в Астане. Фотограф: Шухир Шахай. Но финансовые и экономические санкции, которые отодвинули Россию на второй план и отвлекли торговые потоки, открывают новые возможности для Китая. Серик Жумангарин, вице-премьер и министр торговли и интеграции Казахстана, заявил, что Китай догонит Россию уже через несколько лет.
«Рост товарооборота происходит за счет Китая», — рассказал он в интервью Bloomberg в столице Астане. К 2030 году Жумангарин ожидает, что объемы торговли с Китаем превзойдут объемы торговли Казахстана с 27 странами Европейского Союза в целом.
На протяжении веков Центральная Азия была воротами для торговли Китая с Европой и Ближним Востоком, а сейчас Центральная Азия находится на стыке конкурирующих интересов, простирающихся от Вашингтона до Москвы и Пекина. Президент Китая Си Цзиньпин в прошлом году выбрал Казахстан и Узбекистан для своей первой зарубежной поездки после пандемии коронавируса. США и ЕС также активизировали свою информационно-пропагандистскую деятельность. Но в то время как страны от Италии до Австралии пересматривают свои связи с Китаем, странам Центральной Азии, в которые также входят Туркменистан, Таджикистан и Кыргызстан, может оказаться трудно сопротивляться притяжению второй по величине экономики мира.
Для Казахстана торговля с Китаем выросла примерно на треть в прошлом году и приблизилась к 24 миллиардам долларов. По данным Национального статистического бюро Казахстана, объемы продаж по-прежнему отстают от российских, которые в 2022 году прибавили чуть более 6%, около 2 миллиардов долларов.
Президент Касым-Жомарт Токаев, говорящий на китайском языке, так как когда-то работал дипломатом в Китае, отказался встать на сторону России после начала украинского конфликта. Кстати, конфликт начался всего через несколько недель после того, как ему понадобились войска, посланные президентом Владимиром Путиным для усмирения кровавых беспорядков в начале 2022 года. Владимир Путин приветствует Касым-Жомарта Токаева в России в 2022 году. Фотограф: Алексей Даничев/AFP/Getty Images Хотя Казахстан заявил, что соблюдает ограничения, руководство страны выступает против самой кампании санкций, проводимой США. Наряду с такими странами, как Турция и Объединенные Арабские Эмираты, Казахстан находятся под пристальным вниманием западных правительств за содействие поставкам ограниченных товаров. За пределами периметра «Мы не находимся в периметре санкций и не поддерживаем их, особенно в отношении наших основных торговых партнеров», — пояснил Жумангарин. «Но мы эти санкции соблюдаем и будем соблюдать. И это чисто экономическая политика». Крупнейшая в мире страна, не имеющая выхода к морю, является крупнейшим мировым производителем урана и ведущим производителем таких товаров, как феррохром. По словам Жумангарина, транзит – это как «свежий воздух» для горнодобывающей и металлургической промышленности Казахстана.
Для Казахстана Россия долгое время была выходом во внешний мир, предоставляя доступ к морю и создавая точку входа на гораздо более крупный рынок благодаря низким торговым барьерам и налаженным линиям поставок.
Две страны являются членами Таможенного союза и имеют вторую по протяженности границу в мире после границы США и Канады, а по трубопроводу, связанному с российским портом Новороссийск, транспортируется около 80% экспорта казахстанской нефти. Китай становится ведущим торговым партнером в Центральной Азии. Источник: Международный валютный фонд. По словам Жумангарина, движение товаров через Россию стало более сложным, и некоторые из ее подсанкционных компаний больше не могут получать казахстанское сырье. Он утверждает, что поскольку все больше российских производителей сосредотачиваются на внутреннем рынке, они вытесняют казахстанский экспорт. Хотя общий объем торговли с Россией в прошлом квартале вырос на 10% по сравнению с прошлым годом, по словам Жумангарина, последствия санкций просто вынудили Казахстан приспособиться, начав реэкспортировать больше товаров и наращивая местное производство. Поскольку торговые возможности с Россией сужаются, Казахстан смотрит на восток в Китай и через Каспий в Иран, а затем в регион Персидского залива, Индию и дальше. «Китайское направление является приоритетным», — уверен Жумангарин. Президент Китая Си Цзиньпин и Токаев из Казахстана на церемонии подписания совместного заявления в Сиане, провинция, 17 мая 2023 года. Фотограф: ФЛОРЕНЦИЯ ЛО/AFP На встрече с Си Шэньси в прошлом месяце — во время первого личного саммита лидеров Центральной Азии в Китае — Токаев поставил цель к 2030 году почти удвоить торговлю с Китаем до 40 миллиардов долларов.
По словам Жумангарина, китайские компании уже начали сборку автомобилей в Казахстане, и вскоре ожидается, что другие автомобильные бренды, такие как Chery, последуют этому примеру.
Тем временем Казахстан начал поставлять зерно в Китай и сейчас ведет переговоры об экспорте мяса. По словам Жумангарина, в дополнение к двум существующим железнодорожным терминалам, связывающим Казахстан с Китаем, строится еще один и планируется строительство четвертого звена. Китай также проявляет интерес к торговому коридору, который проходит через Казахстан из Юго-Восточной Азии в Грузию на Кавказе, создавая плацдарм для достижения европейских стран. По словам Жумангарина, транскаспийский транспортный маршрут позволил бы разместить часть товаров, перенаправленных из России, а также дополнительные торговые потоки. Теперь, когда Россия больше не является местом назначения для некоторых казахстанских товаров, она работает над диверсификацией поставок за счет перенаправления железной руды в Китай и ведет переговоры о начале экспорта в Европу. Опасаясь попасть под санкции, Казахстан должен быть крайне щепетильным. «Если Казахстан попадет под санкции, он может просто не выдержать давления», — заключает Жумангарин. Перевод Станислава Прыгунова, специально для "БВ"