Bloomberg: Сможет ли Иран заполнить созданную Россией дыру в поставках нефти

Если будет достигнута договоренность о восстановлении ядерного соглашения 2015 года, иранская нефть может спасти рынок, который вот-вот потеряет еще больше российских баррелей. Возврат иранской нефти остается неопределенным, но если будет достигнута договоренность о восстановлении ядерного соглашения 2015 года, добыча в стране Персидского залива может быстро вырасти, а экспорт увеличится еще раньше, пишет Bloomberg. Затянувшиеся переговоры о восстановлении Совместного всеобъемлющего плана действий (или СВПД, как называют сделку между Ираном, пятью постоянными членами Совбеза ООН, Германией и Евросоюзом), похоже, подходят к концу. США изучают ответ Ирана на окончательную редакцию соглашения, представленную ЕС. Ответ Тегерана был охарактеризован как конструктивный. Но окончательное решение не будет принято, пока все не будет согласовано, и причин для пессимизма ровно столько же, сколько и для оптимизма. Goldman Sachs Group Inc., например, считает тупиковую ситуацию «взаимовыгодной».
Однако для покупателей нефти возврат иранской нефти на рынок, который вот-вот столкнется с большой потерей российских баррелей, не может произойти достаточно скоро. Страны ЕС по-прежнему импортируют морем около 1,2 млн баррелей российской нефти в день, что составляет две трети от того объема, который они ввозили до начала конфликта на Украине. Но санкции, которые должны вступить в силу в декабре, остановят этот поток. Поставки из Ирана могли бы помочь заполнить образовавшийся пробел.
Когда санкции были ослаблены в 2016 году после принятия СВПД, добыча сырой нефти в Иране была восстановлена ​​быстрее и полнее, чем предсказывали аналитики. Если не появится доказательства повреждения нефтяных месторождений или объектов, этот подвиг можно повторить. В начале 2016 года аналитики, опрошенные Bloomberg, ожидали, что страна Персидского залива увеличит добычу на 400 000 баррелей в день в течение шести месяцев и на 675 000 баррелей в день через год. Фактически, Иран вдвое превысил 12-месячный прогноз и увеличил добычу почти на 1 миллион баррелей в день, до 3,8 миллиона баррелей, в течение года после ослабления ограничений. Наращивание экспорта происходило еще быстрее: огромные объемы нефти хранились в береговых резервуарах и на кораблях у побережья Ирана, готовые к перевозке как только вернутся покупатели. Сегодня страна находится в аналогичном положении: примерно 100 миллионов баррелей сырой нефти и конденсата содержатся в хранилищах, их можно практически сразу выпустить на рынок. Международное энергетическое агентство еще в марте предупредило, что «полная разгрузка нефти, вероятно, займет много месяцев», потому что иранские танкеры «необходимо пройти повторную сертификацию и застраховать». Эксперт Bloomberg Джулиан Ли не согласен с подобным тезисом.
Китай был готов принимать иранские танкеры в своих портах вплоть до повторного введения периода санкций, независимо от того, сертифицированы они или нет. И это вряд ли изменится. Индия, еще один крупный покупатель иранской нефти в прошлом, продемонстрировала готовность облегчить свой новый импорт российской нефти, быстро сертифицируя российские танкеры, которых в других местах избегают. Если Иран готов конкурировать с Россией за индийский рынок, Джулиан Ли не сомневается, что правительство в Нью-Дели сделает все необходимое, чтобы поставки состоялись.
Даже если иранская нефть не будет поступать в США в ближайшее время, остаются азиатские покупатели, такие как Южная Корея и Япония, а также те в Европе, которым может потребоваться повторная сертификация стареющих иранских танкеров. Оглядываясь на период действия СВПД, с 2016 по 2018 год, почти ни одна из поставок иранской нефти в Европу или Японию не осуществлялась на иранских танкерах. Поэтому представляется вероятным, что, как и в 2016 году, иранская нефть вернется на рынок быстрее, чем ожидает большинство аналитиков. Быстрое возвращение хранящихся баррелей, за которым последует быстрое наращивание добычи из закрытых скважин, может привести к тому, что иранская нефть заполнит образовавшуюся из-за России дыру в балансах средиземноморской нефти. Теперь все, что нужно, это просто заключить сделку.