Два директора и четыре компании: контролирующим лицам саратовского завода автономных источников тока светит ответственность на 874 млн рублей

Заявление о привлечении к субсидиарной ответственности на сумму 874,8 млн рублей конкурсный управляющий Ирина Курдышева направила в арбитраж Карачаево-Черкесской республики (по месту регистрации ПАО «Завод автономных источников тока») еще в мае 2020 года. Первоначально в заявлении фигурировал только экс-директор предприятия Евгений Арапов, затем круг потенциально подпадающих под субсидиарку расширился до четырех компаний: ООО «Лейл», ООО «Экодом», ООО «Промресурс», ООО «Экокул» и еще одного бывшего топ-менеджера - Виктора Гудова. В феврале 2016 года АКБ «Инвестторгбанк» подал заявление о банкротстве ПАО «ЗАИТ» и взыскании с предприятия 512 миллионов рублей. При этом кредиты в банке сам завод не брал, он выступал поручителем по займам, которые привлекали компании «РегионХимСнаб» и ООО «Управляющая компания «Автономные источники тока», а также предоставил в залог имущество по этим договорам.
Пытаясь отбиться от чужих долгов, саратовский завод подал встречный иск в саратовский арбитраж, однако не сумел добиться признания недействительными договоров поручительства.
В июле 2017-го на предприятии была введена процедура наблюдения, по итогам которой сумма долгов ПАО «ЗАИТ» выросла до 1,613 млрд рублей. В марте 2018-го началось конкурсное производство, которое изобиловало множеством поворотов. В 2018 году право требования долга у банка выкупила компания ООО «Завод автономных источников тока» (зарегистрирована в Саратове), получив заодно и залог в виде 47 зданий, включая заводоуправление, а также множество единиц оборудования, сооружений и станков. В итоге получилось очень интересное банкротство, в котором налоговики имели 32,5% в комитете кредиторов (204 млн рублей) и обладали монополией на голосование, в отличие от ООО «ЗАИТ», у которого хотя и было 65% долгов (407,6 млн), но не было права голоса как у залогового кредитора. Своим правом ФНС воспользовалось на полную катушку, затягивая торги конкурсной массой, требуя снятия управляющего и пр. Между компаниями еще в 2016 году появились договоры о работе по давальческой схеме. Эти договоры также оспаривали фискалы Карачаево-Черкесии, настаивая на признании недействительным договора подряда и дополнительного соглашения между ПАО «ЗАИТ» и ООО «ЗАИТ».
По версии ФНС, ПАО, будучи аффилированным с ООО «Завод автономных источников тока» и имея признаки неплатежеспособности, заключило договор подряда, по которому выполнил для ООО безвозмездно работы на общую сумму 1,576 млрд рублей. В результате этого увеличилась задолженность должника по текущим платежам и был причинен вред имущественным правам кредиторов.
Также налоговики просили арбитраж КЧР применить последствия недействительности сделки в виде возврата должнику денежных средств в размере свыше 1,5 млрд рублей. Однако ООО и ПАО доказали документально наличие взаимных долгов и зачет по ним на сумму более 1 млрд рублей, и в 2019 году налоговики получили отказ в своих претензиях. Атаковали фискалы и договор поручительства ПАО «ЗАИТ», но также не сумели доказать его недействительность. А вот в борьбе против торгов заложенным имуществом первоначально удача была на стороне ФНС. В июле 2018-го на торги единым лотом были выставлены профильные и непрофильные активы ПАО, начиная от цехов, оборудования, готовых изделий, торговой марки и кончая домиками турбазы, бильярдным столом и электрическими чайниками. Цена лота, куда вошли 89 объектов недвижимости, движимое имущество в количестве 1062 единиц и 28 позиций малоценного имущества, после проведения оценки была установлена в сумме 495,5 млн рублей. Вскоре ФНС добилась отмены торгов, однако торжествовала она недолго. Торги возобновились и шли с понижением цены до конца 2018 года. Желающих купить завод не было, и лот начал продаваться уже в рамках публичного предложения со снижением цены до 33,187 млн рублей. В этот момент, уже в январе 2019, на торги как покупатель заявился ООО «ЗАИТ» (сам владелец залога), однако неправильно оформил некие бумаги. В итоге компания решила не искушать судьбу и решила оставить залог себе. Незаложенное имущество в виде садовых домиков турбазы, чайников, старых компьютеров и пр. тоже было выставлено на продажу с начальной ценой 123 млн рублей. Было это уже в 2020 году, и в ноябре того же года лот за 30 млн рублей приобрел все тот же ООО «Завод автономных источников тока». После этого единственной интригой банкротства остался вопрос о субсидиарной ответственности. На заседании арбитража 12 марта  его рассмотрение снова было перенесено.
Отметим, что экс-директор ПАО «ЗАИТ» Виктор Гудов в 2015 году был приговорен к 2 годам лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении за сокрытие налогов на сумму 60 млн рублей. Вместо того, чтобы перечислить средства в бюджет, директор направил их на производство. Другой экс-директор Евгений Арапов в том же году едва не попал под дисквалификацию за долги по зарплате перед 800 работниками.  Компании, которым светит субсидиарная ответственность, ранее были акционерами ПАО «ЗАИТ»: на ООО «Лейл» ООО «Экодом» и ООО «Экокул» приходилось по 19% акций, на ООО «Промресурс»- 14%.
12 марта вопрос рассматривался в арбитраже, но снова был перенесен. Справка «БВ». ПАО «Завод автономных источников тока» был учрежден в 2002 году в Саратове, выпускает аккумуляторы для железнодорожных вагонов, электропоездов, тепловозов, речных и морских судов, а также объектов телекоммуникации. В 2019 году выручка предприятия составила 807 млн рублей, убыток – 374 миллиона. ООО «Завод автономных источников тока» учрежден в 2016 году, основной вид деятельности – производство аккумуляторных батарей и их частей. Выручка за 2019 год составила 2 млрд рублей, чистая прибыль 159 миллионов.