Экс-облдеп Алексей Наумов консолидирует владельцев старинной недвижимости, чтобы сделать Хвалынск музеем-заповедником

В рамках подкаста "Сохранить как" экс-облдеп и краевед Алексей Наумов рассуждает о том, каким образом можно сохранить старинный Хвалынск.
История
Подкаст открывает рассказ Алексея Наумова о старообрядческом Хвалынске. Предки экс-облдепа по маминой линии были русские старообрядцы, среди которых были и священнослужители, жившие под Хвалынском. Его окрестности стали местом ссылки для "столичных" страообрядцев и стрельцов, подтверждением чему есть исконная фамилия Мазеповых в местном селе Опалиха. Подробности прояснила прабабушка, еще помнившая, как девочкой приезжала в гости к родственникам в женский монастырь под Хвалынском.  - В начале 2000 годов я познакомился с отцом Вадимом (Коровиным), который приехал в Сосновую Мазу и возобновил там старообрядческий приход. В 2016-м году был большой скандал, когда на территории бывшего Успенского старообрядческого монастыря планировали снести каменный Успенский собор, построенный в 1881 году,- вспоминает Наумов. Он отмечает, что тогда это был первый настоящий бой местных градозащитников. Губернатор прислал письмо, что собор - не ОКН и его можно сносить, но в итоге его удалось отстоять. В 2019-м году там возобновились службы и сейчас там действующий Успенский монастырь с сохранившимся собором, - вспоминает Наумов.  Он отмечает, что Хвалынск, когда его только признали городом, был очень беден. - В соседнем Вольске - роскошный классицизм, а Хвалынск до 1805 года, когда заложили Воскресенский собор, не имел каменных построек. Первые дома появились между 1805 и 1825 годами - это были общественные здания на новых площадях, которые разработали согласно регулярным планам. На торговых площадях - три здания и одна образцовая усадьба на Соборной площади и собственно сам собор. Сейчас сохранилось 3-4 здания, - поясняет Наумов.  Он указывает, что основная архитектура Хвалынска - это поздний классицизм 1860-хх годов.
- Это эклектика и модерн, очень много зданий, построенных в начале 20-го века старообрядцами в псевдорусском стиле - с русскими узорами, кокошниками и элементами архитектуры 18-го века, - отмечает краевед.
По его мнению, доминирующая архитектура в Хвалынске - дома земских учреждений, в первую очередь школы-дворцы. В городе таких было четыре. В 1908 году правительство давало земству беспроцентные ссуды на строительство образовательных учреждений. И в городе по проекту архитектора Плотникова было построено три двухэтажных школы с огромными окнами и одна такая же одноэтажная. Это были постройки, которые могли бы украсить и губернский город. 
Настоящие дни
Алексей Наумов отмечает, что "опять-таки благодаря нищете, уцелела практически вся архитектурная ткань города". - В Хвалынске порядка 100 каменных домов второй половины 19-начала 20 века, полторы-две тысячи домов - деревянная застройка. И они сейчас интенсивно перестраиваются, но в основе своей - это старинная застройка. Я сейчас сижу в кофейне, из одного окна видно собор, из другого - горы, лес, природу. И это притягивает людей к Хвалынску: здесь нет выдающихся памятников, но город очень целостный и гармонирует с ландшафтом и Волгой, - считает он.  При этом он отмечает, что Хвалынск сейчас превращают в город-курорт, развивая горнолыжный спорт.
- Гостиницы порой забиты, частный сектор отдают под сдачу и дома начинают увеличивать за счет строительства мансард, тем самым за праздники зарабатывая то, что они получают в течение года - 300-400 тыс. рублей, - говорит Наумов. 
Отмечая, что у людей "есть запрос на хорошие новые сервисы". В пример он привел кофейню, открытую им в старинном здании. И тот факт, что в период пандемии в Хвалынске дома стали покупать москвичи. - Как мне кажется, мы сейчас находимся в новом этапе формирования культуры взаимодействия с исторической недвижимостью. Люди приезжают разные: в основном это потребители - покататься, выпить, попариться в бане и уехать. Но есть люди, готовые тратить деньги и платить за какие-то качественно иные сервисы, которых в городе нет, - заключает Наумов.
Сохраняя старину
В планах Наумова - создание ассоциацию владельцев исторической недвижимости, чтобы "оперативно помогать друг другу в юридических вопросах, решениях, как сделать лучше, где взять мастеров". - Я сейчас сам делаю ремонт в квартире, в историческом доме и хочу создать пространство, которого в городе еще нет ни у кого и ввести тренд на апгрейд исторической недвижимости. И показать людям, что можно и нужно жить не в квадратных метрах, а в уникальной атмосфере, которую создают исторические интерьеры, кирпичи, ставни, оконные блоки, балки, остатки лепнины. Это будет лофт, и это будет гораздо круче, чем натянуть натяжной потолок.  Он рассказал об открытой в старинном доме кофейне, "до реставрации которой дело так и не дошло".  - Я просто ободрал пластик, снял потолки армстронг, ободрал оконные блоки до дерева, потом все загрунтовал. За две недели привел в порядок дом. Очень интересно: здесь пишу книжки, провожу исследования, с людьми общаюсь, - рассказывает Наумов.
При этом он отмечает, что "этот апгрейд местные жители в основной массе считают чем-то непотребным: ободранные оконные блоки - это грязь, не заделаны дыры, народ просто не понимает".
- А с другой стороны, недавно приезжала балерина из Большого театра, которая любит отдыхать в Хвалынске, сидела у меня за столом и заходит местный житель, местная звезда - поет в местном ДК, спрашивает, что у нас здесь. Ему отвечают, что кофе, а он брезгливо фыркнул, развернулся и ушел, - живописует местные подробности краевед. Здесь же побывал и выдающийся музыкант, художественный руководитель и главный дирижер Московской филармонии Юрий Иванович Симонов.
Что надо сделать
Алексей Наумов обрисовал и то, в чем нуждается Хвалынск. Во-первых, необходимо сформировать правила землепользования, потому что в городе практически весь исторический центр перекрыт охранными либо защитными зонами ОКН. - И в рамках формирования сети ОКН город должен разработать правила застройки и землепользования. Сейчас их нет. И прописать, например, что нельзя использовать металлопрофиль, сайдинг и так далее, - поясняет он.
Краевед напоминает, что в некоторых регионах кроме понятия ОКН действует термин "средовая застройка" и обращение с домами с таким статусом также регламентировано, но их не вводят в плоскость экспертиз и актов ГИКЭ.
- Чтобы сохранить Хвалынск, нужно идти или в глобальном смысле - создавать историческое поселение или федеральный музей-заповедник Петрова-Водкина "Хвалынск- родина Петрова-Водкина". Это моя суперидея, потому что это гений места, выдающийся художник, философ, оставивший огромное эпистолярное наследие, главный бренд города, который распознаваем и выводит его на федеральный и даже мировой уровень, - делится Алексей Наумов. Он констатирует, что в Хвалынске "очень мало Петрова-Водкина" и почему-то в названиях кафе не звучит, например его "Полдень" - эта картина находится в Третьяковке и, по мнению Наумова, "очень хвалынская-хвалынская".  - Есть три красных коня. Но помимо коней есть очень много смысловых вещей, и из автобиографической повести, и художественного наследия. А самое главное - у нас сохранился дом детства Петрова-Водкина, в котором сейчас контора консервного завода. Это изуродованный классицизм с удивительным образом сохранившимся интерьерами, которые Петров-Водкин описывает в своей автобиографии - ты понимаешь, что в этой комнатке он жил с мамой, здесь был кабинет Митечки, там была парадная зала, - рассказывает краевед. Он мечтает "объединить все городские музеи, включить их в архитектуру города, взять его как средовую часть под охрану и исторические ландшафты, которые тоже подвергаются деформации - их либо засаживают, либо на них что-то строят, появляются крыши из металлопрофиля". Говоря о взаимоотношениях с властью и бизнесом, Алексей Наумов отметил, что всегда борется за свои ценности.
- То, что они у нас разные с представителями власти или бизнеса, или жителями города - это другой вопрос. Когда хотели снести Успенский собор, позвонил министр и сказала, что мы сохраним собор, но в виде макета. Она прислала заместителя, у нее была цель убедить меня снести, а у меня была цель - рассказать о моих ценностях. После разговора она рыдала, сказав, что здание нужно сохранять, даже если оно нужно одному мне, - отметил краевед.