Вместо Подмосковья - Хвалынск: зачем защитник старины вложил в покупку и реставрацию дома под Саратовом более 4 млн рублей

Евгений Соседов, заместитель председателя ВОООПИК (Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры), руководитель проекта "Консервация", решил на собственном опыте испытать, что значит купить и отреставрировать старинный дом. Он находится в Хвалынске, а в покупку Соседов вложил деньги, вырученные с продажи подмосковной квартиры. - Я купил в Хвалынске эпичный купеческий особнячок не очень богатого купечества, мещанства средней руки, который в советские годы и наши дни использовался как многоквартирный дом. Мне удалось расселить три квартиры и стать собственником всего здания, - рассказал Соседов в подкасте медиа "В лесах", посвященного региональному наследию. Хвалынск он выбрал не случайно: часто бывал здесь в последние годы, проводя все больше выходных и отпусков.  - Очень понравилась местная природа - ее бы я поставил на первое место. Здесь комфортный климат: на месяц раньше начинается весна, на месяц дольше держится лето, очень приятная солнечная сухая осень. И совершенно необыкновенный, фантастической красоты ландшафты, которые начинаются буквально в городе, не нужно куда-то ехать и можно просто пешком выйти в меловые холмы, которыми окружен город. Лес вокруг очень живописен - это и дубравы, и сосновые боры, Хвалынский национальный парк. Это возможность практически круглый год гулять по природе и не надо никуда далеко уезжать, - объяснил он одну из причин покупки. В качестве второй он назвал колорит самого города. По мнению Евгения Соседова, "Хвалынск до сих пор не утратил очарование маленького провинциального города".
- Здесь большой объем средовой застройки, которая хорошо сохранилась. Хотя, к сожалению, в советские годы были утрачены практически все основные доминанты - снесены почти все храмы, но все равно город очень выразительно смотрится и с воды, и со стороны гор, очень живописный город, - убежден он.
Третья причина, привлекшая его в Хвалынск - "прекрасное сообщество людей", с которыми защитник старины оказался знаком еще до визита в город. В их числе - краевед Алексей Наумов, местные музейщики ("в таком крохотном городке делают музейные экспозиции на очень достойном уровне") и художественное сообщество - преемник того, с которого начиналась саратовская художественная школа.  Соседов рассказал, что в 2021 году по личным обстоятельствам ему пришлось продать квартиру в Подмосковье. Но вырученные деньги тратить на очередную квартиру в новостройке на 20-м этаже не хотелось, на большее же их не хватало.  - Как раз в этот момент продавалась одна из квартир в этом доме и я решил, что это прекрасное вложение средств в то место, куда действительно хочется приезжать, где хочется находиться, жить, - пояснил он. Позднее Соседов отселил жителей других квартир, в общей сложности, вся покупка обошлась ему в 3,5 млн рублей. К зданию прилагается довольно большой участок.  - Понятно, что по московским меркам это практически бесплатно - это стоимость самой крохотной квартиры в Московской области, - констатировал он.  И отметил, что дом не имеет статуса памятника, хотя даже это бы не отпугнуло от покупки: "приятно обладать статусным памятником, возможно, оформлю заявку на включение в реестр ОКН".
- В Хвалынске очень мало построек обладает таким статусом и это проблема наших провинциальных городов - очень плохо идет работа, тем более по выявлению таких средовых домов, что собственно приводит к их искажению, - убежден г-н Соседов. 
Он рассказал, что дом построен по очень интересной технологии, распространенной в южных губерниях - Саратовскую область в целом и Хвалынск в частности он считает таковыми из-за летних температур под 40 градусов.  - Дом - это деревянный сруб, который снаружи обложен кирпичом, на высоком цоколе, без подвального этажа, внутри оштукатуренный. Внешне кажется, что это каменная постройка с довольно интересным кирпичным декором, но его отличие - деревянные наличники со сложной резьбой, помещенные поверх кирпичного фасада, - комментирует Соседов. По его мнению, такие особенности постройки обусловлены доступными материалами, а также тем, что эта технология позволяет сохранять тепло в доме при минимальном отоплении, а летом же здесь держится приятная прохлада.   Уже год новый владелец ведет ремонт и реставрацию, видя своей главной задачей "максимальное сохранение и раскрытие того подлинного, что в нем осталось".
- Нашим людям привиты удивительные вкусы, когда все, что есть красивого на фасаде дома или внутри, непременно нужно сбить, обшить профлистом, гипсокартоном, закрыть линолеумом, поменять на пластик, даже не имея больших средств на ремонт, -  с сожалением констатирует он. 
Соседов подчеркивает, что в доме сохранился весь внешний декор, есть "прекрасная остекленная старинная веранда, ранее зашитая профлистом". Сохранились родные полы, несколько печей, одна из которых функционирует. На некоторых окнах уцелела старая расстекловка, остались красивые двойные рамы и даже старинные стекла, по образцу которых можно будет восстановить стекла и в других окнах. В одном из сараев обнаружились и подлинные филенчатые двери, которые подлежат восстановлению и однажды займут свое прежнее место.  - Думаю, соседи с большим пониманием и радостью восприняли бы снос этого дома и строительство на его месте очередного коттеджа. Люди совершенно не понимают, зачем сохранять все это старье, зачем снимать красивый профнастил с веранды. Главный вопрос при этом - чем я ее зашью потом. Увы, навязывается какое-то мнение, что жилье должно быть из современных материалов, которые иногда ужасно не качественные. Под этой обшивкой все отсыревает, гниет, там нет никакой вентиляции, пластиковые окна искривляются, там появляются щели больше, чем в деревянных, - отмечает Соседов. 
Главной сложностью в ремонте он назвал наличие квалифицированных рабочих рук. Но здесь новому владельцу повезло, хотя процесс и идет довольно медленно. Сам Соседов не исключает, что одна из причин этого - тот факт, что все работы он контролирует удаленно. 
- Для того, чтобы дождаться машины, которая вывезет мусор с участка, можно стоять в очереди месяцами, а то и полгода, - пояснил он.  Впрочем, какие-то работы Соседов готов сделать и своими руками. Говоря о суммах на ремонт, он констатировал, что "точную бухгалтерию не вел, но, наверное, это какие-то сотни тысяч рублей, которые закладывал в сумму от продажи подмосковной недвижимости". - Это деньги, которые адекватны любому ремонту в любом жилье. Мне было даже интересно, я сделал покупку в экспериментальных целях, так как сам всю жизнь занимаюсь наследием и часто говорю людям, чтобы они не боялись жить в историческом здании, хотя сам я такого опыта не имел. Было интересно самому пройти этот путь и понять, насколько это дорого. Могу сказать, это посильно, никаких астрономических сумм не потребовалось, - резюмировал новый владелец.  Сейчас он рассматривает Хвалынск как место, куда хочется приезжать и отдыхать.  - Не хочу развивать там никакой бурной активисткой деятельности, тем более здесь есть замечательные активисты, но очень бы хотелось, чтобы мой пример послужил неким образцом. Чтобы другие люди тоже сохранили свои дома и не боялись этого. Для меня этот дом стал местом, куда ты можешь приехать и расслабиться в той обстановке, которая тебе близка, понятна, кажется красивой, - констатировал Евгений Соседов.