Елка по-советски: на ветках танки, самолеты и товарищ Сталин. Кто вернул СССР новогодние праздники

В последний рабочий день года «Бизнес-вектор», как мы и обещали читателям, продолжает тему истории новогодних праздников. О том, как СССР отмечал Новый год в военное время, мы уже рассказали. А теперь вернемся чуть назад. Как же Советский Союз вообще вернулся к празднику, от которого чуть было не отказался.

Ленин и грабители

Старшее поколение наверняка помнит рассказ «Елка в Сокольниках» Александра Кононова, о том, как Ленин поздравлял детей с новым годом. Ильич в роли Деда Мороза был очень растиражированным сюжетом, книга даже входила в школьную программу. Владимир Ильич ничего не имел против праздника и елок. Рассказ имеет под собой основу вполне реальную. Первую одобренную новым правительством елку устроили в лесной школе в Сокольниках в 1919 году, — Ленин лично на этом настоял, сам купил подарки и провел с детьми несколько часов. С 1920 года елки во всех детских организациях проводились в обязательном порядке. Кстати, именно по пути на такую елку 6 января 1919 года на советского лидера было совершено нападение. Машину Ленина остановили налетчики из шайки известного московского бандита Якова Кошелькова. Буквально выбросили Ильича из машины, приставили револьвер к виску, пошарили по карманам, отняли деньги, документы и «браунинг». Вооруженные охранники Ленина и его личный шофер не сопротивлялись, чтобы не подвергать опасности жизнь вождя мирового пролетариата. Спасло Ильича от участи оказаться в заложниках то, что Кошельков его не узнал. Впоследствии бандит очень жалел о своей ошибке, такой де ценный человек был у него в руках, а он его отпустил. Ленин же не стал отменять поездку, взял новую машину и прибыл-таки к детям на ёлку. Шутил, водил хороводы, угощал конфетами, вручил каждому по подарку — по трубе и по барабану. Словом, вел себя как настоящий советский Дед Мороз.

Зачем пролетариям елка?

Отказ от новогодних праздников в СССР произошел уже после смерти Ленина. Примерно с 1926 года идеологи с упорством неофитов начинают, как бы сейчас сказали «отменять» Новый год. Прямого запрета на него не было. Просто 1 января стало обычным рабочим днем, а с 1929 года официально отменили празднование Рождества. Лозунг «Долой буржуазную елку!» был в ходу. Но это была все же пропаганда, а не законодательный запрет. Вот что действительно запрещали, так это продажу елок. Но эти решения принимали на уровне городского руководства. Сохранился, например, декрет Ленсовета «О воспрещении порубки и продажи зеленых насаждений в связи с религиозными обрядностями и обычаями». Интересно, что запрет на порубку, судя по проекту документа, в итоге все-таки решили не вводить, запрещалась только продажа. Касалось это и новогодних елок, и березок, которые было принято украшать цветными лентами на праздник Троицы. Частным порядком новый год по-прежнему отмечали. Даже в иных детсадах малышам устраивали праздник. Так, например, поступала мать известной писательницы Мариэтты Чудаковой, в 1930-х годах работавшая воспитательницей.

Наш, советский Дед Мороз

Первым новогодним праздником, который Советский Союз отметил с елкой, стал 1936 год. В газете «Правда» 28 декабря 1935 года появилась короткая заметка «Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!» Написал ее Павел Постышев, не много — не мало второй секретарь ЦК компартии Украины. Именно его и можно считать советским Дедом Морозом. И уже 30 декабря в Харькове, где Постышев успел поработать первым секретарем обкома, дают первый в стране новогодний бал-карнавал, на который пригласили 1200 школьников. Инициативу Постышева одобрили в Москве и через 11 месяцев секретариат ВЦСПС постановил: «Поскольку празднование Нового года стало и есть всенародный праздник, и празднуется трудящимися, этот праздник нужно узаконить». Елки начали возвращаться и приживаться. Правда, историки еще спорят, можно ли называть Павла Постышева отцом советской новогодней елки. Инициативу он действительно проявил, но вопрос явно назрел давно и новогодние праздники просто очень хорошо легли в курс тогдашней политики. Забавно, как приходилось порою выкручиваться излишне исполнительным чиновникам, которые еще вчера боролись с елками как с «поповским пережитком», а теперь должны были взять под козырек и поддерживать проведение праздников. Так, в детском доме № 3 Смольнинского района Москвы в декабре 1935 года дети тайком решили устроить маленькую елку. Заведующий детдомом ее нашел и заставил уничтожить, а заодно провел разъяснительную работу по борьбе с «наследием царского режима». На другой день сверху пришло указание устроить детям елку и заведующему пришлось рассказывать детям о том, какой это хороший праздник. А заработавший славу человека, вернувшего советским детям елку Павел Постышев в 1938 году был снят со всех постов, арестован и год спустя - расстрелян. Вот такая судьба «советского Деда Мороза».

Что растет на елке

Новогодняя елка в довоенном СССР была мероприятием коллективным. В коммунальной квартире ее не поставишь, зато клубы, дома культуры, катки, школы и институты массово наряжали елки и проводили большие массовые праздники. Елочных игрушек на первых порах тоже не хватало. Их не выпускали много лет, а внезапно пришла разнарядка. В первые годы детские магазины вешали на елку кукол и плюшевых мишек, дома люди украшали елку старыми, дореволюционными игрушками, у кого они были, или делали их сами. Впрочем, традиция наряжать елку самоделками старше СССР, в 1910-х годах пособия вроде «Как устроить дешевую елку» издавались массово. Пришлось вспоминать прежний опыт. Из старых игрушек заново выпускались всевозможные картонные коробочки для сладостей, их называли «сюрпризницы». Печатались руководства по изготовлению елочных игрушек из бумаги и картона, только с поправкой на дух эпохи — на елку вешали самолеты, дирижабли и даже танки с пушками, а елочные звезды стали пятиконечными, с серпом и молотом. Однажды на елочных шарах нарисовали даже портрет Сталина. Но больше одного раза такой опыт решили не повторять. Зато на плакатах с новогодней елкой «вождь народов» красовался часто. Самый массовый материал для елочных игрушек в 30-х годах — картон, проволока и вата. С такими любая артель справится.   Но вернулось производство и украшений из стекла. Нередко делали их предприятия, для которых основной продукцией были электрические лампочки или лабораторная посуда. Как, например, завод «Лаборприбор» в Клину. Игрушки из бракованных заготовок для ламп продержались в продаже аж до середины 50-х годов. В 1935 году открылась и Жилинская стеклодувная фабрика елочных украшений в деревне Жилино Химкинского района. Это было одно из первых предприятий, созданных именно для производства елочных игрушек. Но нерабочим днем 1 января становится только в 1947 году. А в 1954 году впервые зажглась главная елка страны — Кремлевская. Рассказывая об истории праздника, нельзя не вспомнить о самой популярной новогодней песне, с которой дети до сих пор водят хороводы - «В лесу родилась елочка». Появилась она еще в начале века, в 1903 году, сочинила ее для своих воспитанников гувернантка Раиса Кудашева, еще не зная, что в недалеком будущем эта песня спасет ее от смерти. В начале 20-х годов во время голода в Петрограде в Гражданскую войну писательская организация организовывала для литераторов продуктовые пайки. И когда Кудашева, пришедшая спросить, может ли она рассчитывать на эту помощь, рассказала, что она — автор песни о елочке, ей выдали продукты сразу же, настолько всенародным стал текст. А коллектив «Бизнес-вектора» поздравляет читателей с наступающим 2023 годом и желает, чтобы в праздник приходили только добрые вести.