Гостиница «Россия»: снести нельзя восстановить

россия 2Что делать с разрушающимся зданием на главном перекрестке Саратова? По словам завкафедрой архитектуры СГТУ Сергей Дядченко, в мире существуют две практики эксплуатации зданий. Азиатская: строим, изнашиваем, пока не сломается. Европейская: объект надо ремонтировать каждый день и он будет жить тысячу лет. «Россия (страна, а не гостиница) где-то посередине, рассказал он в прямом эфире «Эха Москвы в Саратове». – Учитывая чрезвычайно высокий износ постройки, логичнее всего ее снести и построить новодел. Но как быть с европейской практикой, не считающей памятниками истории заново построенные здания? Ведь при новом строительстве исчезает фактор подлинности». Дядченко считает, что, скорее всего, здание полностью снесут. Архитектор не уверен, что на его месте построят похожее здание. Ведь чаще всего жажда коммерческой выгоды приводит к увеличению площади и объемов, что неминуемо скажется на внешнем облике здания. Глава ГК «Лепта» Яков Стрельцин более оптимистичен в оценке судьбы памятника архитектуры. Он уверен, что воссозданное здание должно быть абсолютной копией существующего. Такая возможность в Саратове есть, ведь на вооружении специалистов имеются и 3D-сканеры и 3D-принтеры, что позволяет скопировать все элементы, было бы желание. У построенного в середине 19 века было немало хозяев. В 1867 году его приобрели братья Гудковы и открыли в нём гостиницу. В 1889 году владельцем его стал богатый саратовский купец И.И. Зейферт, который сразу же вложил немалые средства в переустройство дома. По проекту архитектора Шустера надстроили третий этаж, устроили башенку с флюгером над угловой частью здания и оборудовали навес - балкон над тротуаром, прилегающим к дому. А в 1902 году новым владельцем был надстроен четвёртый этаж, причём общий облик здания был бережно сохранён, — просто оно стало более внушительным. В годы Великой Отечественной войны в нем квартировали преподаватели Ленинградского университета, эвакуированного в наш город. Сейчас на некогда шикарное сооружение больно смотреть.