Кнутом и пряником: саратовскому бизнесу рассказали, как подружиться с судебными приставами и заставить их работать

Почему процедура взыскания долга работает в основном в пользу банка или госучреждения, а хозяйствующим субъектам дождаться работы приставов-исполнителей не так просто? Почему не спешат работники ФССП и как помочь приставам и себе заодно, если вы взыскатель? Об этом рассказал на сегодняшнем «Полезном завтраке» саратовского отделения «Опоры России» юрист Александр Матвеев. Работа службы судебных приставов, констатировал эксперт в начале беседы, пока далека от идеальной: в ходе исполнительного производства имущество может просто исчезнуть, порой приставам проще закрыть производство за невозможностью взыскания, чем добиться исполнения решения суда. По статистике, в 2019-2020 годах приставы принудительно взыскали только 5-7% долгов юридических и около 15% долгов физических лиц. Причина такого положения дел, пояснил Александр Матвеев, кроется в первую очередь в состоянии самой ФССП: служба испытывает постоянный дефицит кадров, на каждого пристава в год приходится по 2,8 тысячи исполнительных производств и более, квалификация сотрудников невысока — чаще всего на такую работу идут вчерашние студенты. - Для начальной юридической практики это неплохое ведомство, где человек может вырасти в юриста за 3-4 года. Но если пристав обладает малым опытом, у него будут задержки в исполнении производств. Исполнительное производство в институте мало преподают, - отметил эксперт. Что же делать предпринимателю, чтобы добиться работы по своему исполнительному листу? Приставу надо помочь.
Прежде всего, пояснил Матвеев, нужно еще в суде добиться обеспечительных мер. Сложнее всего, если это денежные средства, проще наложить обеспечение на недвижимость или транспорт, на это суды идут охотнее, а приставу будет проще обратить на это имущество взыскание. Порой чтобы добиться исполнения решения суда в свою пользу, взыскателю придется самому ходить по адресу должника, искать, где расположена его фирма, где ее склады и товар, и всю собранную информацию передавать приставам.  
Если обеспечение на финансы должника все-таки наложено, взыскатель может и сам обратиться в банк с исполнительным листом. В этом случае вопрос может быть решен за пару суток. Но у должника могут оказаться пустые счета. Тогда придется идти в ФНС, просить перечень счетов должника, отзывать одни исполнительные листы и получать новые. Можно передать исполнительный лист приставам, но тогда процедура взыскания по нему удлинится где-то до недели. Осложняет дело то, что не со всеми банками у ФССП есть электронный документооборот. Так, например, в «Тинькофф банк» придется посылать запрос на бумаге. ФССП обычно прибегает здесь к «Почте России», что затягивает процесс на месяцу и более. Важно, отметил эксперт, отличать обеспечительные меры от ареста имущества. За арестом следует только его передача на торги. - На этой стадии главное писать приставам, чтобы они о вас не забыли, - пояснил Александр Матвеев.
Все общение с ФССП, посоветовал он, должно идти письменно, следует избегать устных договоренностей и не лениться писать ходатайства, самостоятельно или через юриста. При возникновении каких-либо сложностей лучше записаться на прием к старшему приставу. Все обращения к приставам, посоветовал эксперт, следует отправлять не почтой, а через сайт их службы или портал госуслуг. В таком случае они непременно будут зарегистрированы и в дальнейшем можно будет доказать, что обращения направлялись. 
Если служба приставов не настроена на партнерские отношения с обратившимся к ней взыскателем, следует знать, в каких случаях у вас есть право на подачу жалобы, которую лучше тоже подавать через госуслуги. Явные поводы для жалоб следующие: приставы вообще не занимаются розыском имущества по исполнительному листу, хотя прошло уже 2 месяца с открытия производства, не рассматривают поданные ходатайства более 10 дней или постоянно их отклоняют, затягивают процессуальные сроки. Явное нарушение, требующее вмешательства контрольных органов — исчезновение средств должника со счетов уже после возбуждения исполнительного производства.
- Приставы научились складно говорить в суде, какие они молодцы, как они запросы делают. Судья заслушается и в жалобе откажет. Нужно приводить конкретные доводы: пристав не просто должен совершать какие-то действия, все они должны приводить к конкретному результату, - отметил Александр Матвеев.
Больше всего, как показывает практика, судебных приставов беспокоят жалобы, которые на них направлены через суд. Даже если в итоге суд откажет заявителю, пока жалоба разбирается пристав будет работать максимально усердно, в противном случае он может попасть под взыскание со стороны своего руководства. Одним словом, цель жалобы в суд — заставить ФССП выполнять свою работу.