"Мы разошлись во взглядах с государством": Анастасия Татулова помогла саратовскому ресторану и уволилась из защитников малого бизнеса

Владелица сети кафе «АндерСон» Анастасия Татулова ушла с поста общественного омбудсмена по защите малого и среднего предпринимательства. Она устала решать проблемы бизнеса в ручном режиме. Но все-таки успела помочь одному из саратовских ресторанов.

- 10 февраля ООО «Миндаль» (Саратовская область) вышел на просрочку в ВТБ, дело было передано в подразделение банка по работе с проблемными активами. В середине марта вышло требование о досрочном истребовании задолженности и банк наложил обеспечительные меры на счета и имущество заёмщика и поручителя, - говорится в сообщении от 12 мая в тг-канале Татуловой. 

Здесь же сообщается, что 4 апреля была предоставлена реструктуризация по 106 заявителям, а сейчас (на 12 мая) «идут судебные заседания по вопросу снятия обеспечительных мер со счетов и имущества заемщика и поручителя».

Согласно Checko, в Саратовской области (если, конечно, не перепутали с Самарой) всего одно действующее юрлицо с таким названием. И находится оно в доме д. 32/36 по ул. Чапаева. Судя по документам арбитража, компания владеет расположенным по этому же адресу кафе «Тюбетейка». 

ООО действует с 2011 года, его владелица и директор - Ирина Цой, занимается общепитом. Выручка за 2021 год упала на 27%, составив 26,4 млн рублей. Второй раз за всю историю своего существования компания ушла в минус - убыток 5 млн рублей. 

В арбитраже "БВ" не удалось найти никаких дел, связанных с взысканием ВТБ задолженности. Лишь решение о признании незаконным наложенного в 2020 году штрафа за продажу алкоголя, а также понуждение к выплате 80 тысяч рублей в пользу Российского авторского общества за исполнение песен группы «Руки вверх», Ивана Дорна и Ёлки.

Уже в комментариях под этим постом появляется информация о том, что Анастасия Татулова покинула Россию. Омбудсмен опровергает эту информацию, однако в интервью Forbes дает понять, что находиться не в России, но в связи с отпуском. 

- Я, честно говоря, никогда для себя не рассматривала вариант переезда: все, что зарабатывала, вкладывала в компанию — в продукт, оборудование, фабрику, кафе. Мои дети живут и работают в Москве. Ни заграничной недвижимости у меня нет, ни вилл, ни яхт. У меня есть компания [в России], есть люди, за которых я отвечаю. В «АндерСоне» работает 1500 сотрудников, у которых есть свои семьи. То есть от моих решений зависят 3000 человек минимум, - пояснила она.

При этом Анастасия Татулова сообщила, что еще в апреле попросила уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей Бориса Титова отпустить меня из омбудсменов. Тем более, что у него 22 июня заканчиваются полномочия, а приходила ресторатор в его команду.

- Так что жду замену и передаю пост. Наверное, должна какая-то другая конфигурация сложиться в системе взаимоотношений власти и малого и среднего бизнеса. Или на этом месте нужен кто-то другой, более эффективный или более позитивный человек, желательно в каске, без семьи, детей и без собственного бизнеса. Потому что давление сейчас на меня оказывается такое, что моя деятельность стала попросту опасна и для меня, и для моих близких, - пояснила Татулова.  

В чем выражается опасность, она не уточнила, отметив лишь, что Титов ее отставку принял. 

- Я считаю, то, что я могла сделать на этом месте, я сделала. Любой управленец вам скажет, что ручное разруливание — нормально в период выстраивания процесса. Но когда ситуация не меняется, это демотивирует. Мне кажется, мы совсем разошлись во взглядах с государством на то, что надо делать, - констатировала она. 

По мнению г-жи Татуловой, «сейчас нужны системные долгосрочные изменения», а также «честная оценка ситуации, вместо презентаций и выступлений с взятыми с потолка цифрами».

Она отмечает, что согласно опросам, 95% предпринимателей считают федеральные меры неэффективными для их отрасли.

- Это же кошмарные цифры. Ну так давайте признаем — не туда мы идем. Или цели разные. Или стороны друг друга не слышат. Я вижу цифры сокращающихся российских малых производств, несмотря на объявленное импортозамещение, вижу, как падает который год и так мизерное количество средних предпринимателей, несмотря на нацпроект. Потому что нет ни стимула расти, ни климата для роста, - заключила она. 

По версии Анастасии Татуловой, предприниматель должен государству всего три вещи: делать хороший продукт, платить разумные налоги и обеспечивать рабочие места. Государство, в свою очередь, должно гарантировать предпринимателю безопасность, понятные правила игры, давать инфраструктуру для развития отраслей, работающую судебную систему и обеспечивать покупательскую способность населения. Но пока так не получается. 

Она отмечает, что производителям нужно вернуть рентабельность, обеспечить рынки сбыта и прекратить кошмарить: запретить блокировать счета без судебных решений, применять субсидиарки без всякого основания, сажать в СИЗО за экономические преступления до суда и так далее.
- Нужно дать предпринимателям право на ошибку — во всем. Соответственно, при первом налоговом или административном нарушении не наказывать, а выносить предупреждение при устранении. Для этого нужно изменить [целевые] показатели надзорных ведомств с выявления на предотвращение и всеми силами избегать банкротств предпринимателя по инициативе государства, бороться за сохранение налогоплательщика, - заключила она.

Прямо сейчас, по мнению г-жи Татуловой, было бы правильно дать свободу в использовании налоговых режимов, давая возможность бизнесу выбирать, что ему нужно. А также важно поменять структуру взаимодействия бизнеса и власти.

- Сейчас показатели отраслей никакой связи с показателями ведомств и нацпроектов не имеют. Если чиновники будут зарплатой и должностью зависеть не от того, как они начальника не расстроили или презентацию с предсказаниями нарисовали, а от того, растет ли выручка отрасли в целом, то дело пойдет по-другому. Диалог будет, а не монолог.