На цементном заводе в Вольске не будут сжигать мусор, но хотели бы. Если владельца во Франции не закроют за поддержку ИГИЛ

Пока пензенская «Энтопротэк» разводит личинок мух для переработки отходов, на Вольском цементном заводе внезапно заговорили о мусоре как о топливе для заводских печей. Представители LafargeHolcim заверили, что пока его использовать не будут, но готовы провести экскурсию на калужский завод. Эксперты уверены в токсичности технологии. А во Франции решается судьба самой Lafarge — ее продолжают обвинять в пособничестве ИГИЛ. Речь о планах LafargeHolcim по использованию альтернативного топлива на Вольском цементном заводе зашла в ходе встречи руководства завода с общественниками и представителями власти. В частности, глава генерального директора корпорации в России Максим Гончаров рассказал про стратегические приоритеты компании в России и мире, заверив вольчан, что на данный момент у компании нет проекта по применению на заводе альтернативного топлива из отходов. Хотя, как отметила пресс-служба предприятия, «осуществление подобного проекта на заводе в Вольске зависит от многих факторов». - В первую очередь от формирования законодательной базы и наличия экономической целесообразности для всех участников цепочки переработки, - говорится в сообщении. На предприятии подчеркивают, что практически все цементные заводы в Европе и других странах мира широко используют данную технологию и при этом от жителей не поступает жалоб на плохое состояние экологии. Несмотря на отсутствие у компании проекта применения топлива из отходов, собравшимся зачем-то рассказали о самой технологии.
- Внутри цементной печи происходит уникальный процесс 2 в 1: выделение тепловой энергии и использование материального потенциала альтернативного топлива. Условия работы цементных печей обеспечивают полное и безопасное разрушение даже стойких органических соединений. Это происходит в первую очередь благодаря окислительной атмосфере и высокой температуре, достигающей в зоне сгорания 2000 °С, - сообщил директор по корпоративным отношениям компании Виталий Богаченко.
По его словам, замкнутый технологический цикл в печи не добавляет вредных веществ к существующим выбросам завода. Представитель завода уверен, что отсутствует и вредная зола — она непосредственно в печи вступает в реакцию с сырьевыми материалами, образуя клинкер – промежуточный продукт при производстве цемента. Завершая первую встречу совета, руководство LafargeHolcim обещало организовать для трех активистов совета поездку на предприятия с применением альтернативного топлива и оценить вклад завода в п. Ферзиково (Калужская область) в решение проблемы отходов региона. Википедия, кстати, не столь однозначна в оценке технологии и получаемом после сжигания мусора и цемента продукте. Как и инсайдеры ТГ-каналов, со ссылкой на европейских эко-активистов утверждающие, что сжигание мусора в печах цементных заводов вовсе не благо для экологии. Например, ТГ-канал "Компромат Груп" цитирует доктора наук и профессора Университета Сент-Лоренса в г. Кантон штата Нью-Йорк Пола Коннета. По его словам, «сжигание мусора в печах цементных заводов представляет собой главное препятствие для формирования безотходной среды». Он уверен, что это небезопасная для экологии практика и утверждает, что в результате промышленной деятельности в воздух попадают токсичные элементы. А образующаяся при производстве цемента в процессе сжигания летучая и осадочная зола вновь добавляется в цемент, что делает построенные из этого материала здания крайне токсичными для человека и окружающей среды в целом.
Пол Коннетт подчеркивает, что «даже при условии жесткого регулирования, должного мониторинга и планомерного законоприменения, контроль за выбросами наночастиц диоксинов, фуранов и токсичных металлов в результате сжигания в печах цементных заводов или других мусоросжигательных предприятий не представляется возможным». Наночастицы при этом способны перемещаться на большие расстояния, длительное время пребывать в форме взвеси и глубоко проникать в легкие.
Таким образом, может получиться, что проблема мусора будет решаться за счет здоровья не только отдельно взятого Вольского МО, но и всей Саратовской области. Учитывая тот факт, что у LafargeHolcim, по данным инсайдеров, вполне прочные связи в федеральных структурах. Так отмечается, что в поддержку сжиганию мусора на цементных заводах выступает и Российский экологический союз.  - Цементные заводы уже существуют и могут потреблять достаточно большое количество отходов. Считаю эту технологию крайне перспективной, и, если говорить об энергетической утилизации, то это один из основных ее видов. Это могут быть не только цементные, но и металлургические предприятия, - сообщил в июне его глава Денис Буцаев, обрадовав и жителей Балаково, где как раз действует металлургический завод. Он предложил на общественных слушаниях объяснять, какие технологии используются, что именно будет происходить с отходами, куда будут отвозить зольные остатки.
Между тем, во Франции кассационный суд отменил решение апелляции и отправил на повторное рассмотрение дело головной корпорации Lafarge, связанное с работой в Сирии ее филиала. В июне 2018 года Lafarge обвинили в пособничестве преступлениям террористов из группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ) в Сирии, где у компании был цементный завод. По данным следствия, предприятие продолжало работу и после того, как территория, где оно находилось, перешла под контроль боевиков ИГ, с которыми французская компания установила деловые контакты, выплачивая им финансовые средства.
Компания была помещена под судебный контроль с обязательством уплатить залог в размере 30 млн евро.  В ноябре 2019 года апелляционный суд Парижа отменил приговор, по которому Lafarge признали виновной в преступлениях против человечности. Но оставил в силе другие обвинения, кассация вернула дело на доследование.
Справка «БВ». Название LafargeHolcim появилось в 2015 году, в результате объединения французской компании Lafarge со швейцарской Holcim. В мае этого года корпорация упростила название до Holcim. Компания производит широкий спектр цементов и бетонов, сухих строительных смесей. В РФ действуют 7 ее производственных площадок, а совокупный объем производства составляет 5,4 млн тонн цемента в год. Вольский завод ООО «Холсим (Рус)» на 99,76% принадлежит ОАО «Холсим(Рус) СМ», остальная доля — у Holcim Auslandbeteiligungs GmbH. Возглавляет завод Максим Гончаров. Выручка предприятия в 2020 году составила 5,1 млрд рублей, в течение года она выросла на 211 млн. Но одновременно с этим завод нарастил и чистый убыток, который с 522 млн рублей в 2019 году дошел до 3,1 млрд.