"Нас ждет начало 90-х": эксперт из Саратова о росте инфляции и секвестре нацпроектов

Глава саратовского отделения "Партии Дела", доктор экономических наук, профессор Олег Комаров размышляет о том, ко второй половине года Россия подошла с нестабильным экономическим положением, в чем видна роль геополитических событий и определенной стратегии финансового блока правительства РФ. - На наших глазах в очередной раз снижается курс рубля к доллару и евро. Это происходит на фоне дешевеющей нефти и завершения налогового периода. Возможно, конечно, что курс подскочил из-за единого дня уплаты налогов, когда в бюджет были перечислены НДС, страховые взносы, НДФЛ, налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД) и акцизы, - отмечает эксперт. Однако, наиболее вероятной он считает версию о том, что "с помощью ослабления рубля у нас пытаются закрыть триллионные дыры в федеральном бюджете".
- Это давний и испытанный метод наполнения казны, а тот факт, что тем самым разгоняется инфляция – чиновников волнует не сильно. Им надо отчитаться, что денег в стране хватает. А цены…​ Ну что цены? Как подскочили – так и отскочат. Когда-нибудь, - саркастично заключает политик. 
И предполагает, что именно поэтому Банк России заговорил о повышении ключевой ставки с 7,5%: это нужно для стабилизации инфляции в районе 4% в 2024 году, но в текущем году инфляция, видимо, "порезвится".  - Вроде бы декларируется, что борьба с ростом цен по-прежнему имеет для российского финансового регулятора высший приоритет. Но эта странная борьба идет как бы параллельно с галопирующими ценами, и от массового переписывания ценников в тех же продуктовых магазинах нас пока что будет удерживать, пожалуй, лишь сезонный фактор, дешевеющие с середины лета овощи и фрукты. А вот что будет к зиме? - задается вопросом Олег Комаров.  Его особенно волнует предполагаемый секвестр бюджета РФ: по его данным, расходы планируется увеличить примерно до 31 трлн рублей, а  доходы снизятся до 25 трлн рублей. - То есть, мы хотим официально увеличить бюджетный дефицит до 6 трлн рублей, показав тем самым, похоже, цену геополитических изменений последних полутора лет, - заключает саратовский эксперт. Он напоминает, что в июне минфин РФ прекратил публикацию текущих сведений об исполнении бюджета.​ Однако путем анализа и сопоставлений можно составить более-менее правдивую картину происходящего в финансовом секторе страны.
- Скептики говорят о возможном увеличении бюджетного дефицита даже и до 8 триллионов рублей. И если не будет решительного секвестра трат и расходов, то нас ждет именно это печальное будущее, напоминающее ситуацию начала 90-х, - отмечает Комаров. 
Он указывает, что по некоторым расчетам за последние 12 месяцев (июнь 2022-го – май 2023-го) накопленный дефицит бюджета уже составил те самые 8,3 трлн рублей. И задается вопросом, адекватны ли такие расходы при сократившихся из-за сакций доходах.  -  Мы видим картину, что там, где еще недавно у нас в бюджете были три нефтедоллара, остался теперь один. А нашли ли мы, чем будем замещать выпадающие нефтегазовые, иные сырьевые доходы? Конечно, здорово, что мы, наконец, «слезаем с нефтяной иглы», о чем мечтали поколения дальновидных экономистов. Но подстелили ли мы соломку в то место куда слезаем или даже падаем? Тем более, что фундамент российской экономики, что ни говори, а остается прежним - доходы от продажи энергоносителей. Ослабление прочности фундамента – тревожный знак, - считает Комаров. Тем более, что нефтегазовые доходы бюджета в январе-мае уже упали в два раза по сравнению с прошлым годом​ —​ с 5,6 триллионов до 2,8 трлн рублей. 
Глава реготделения "Партии Дела" предлагает волевыми мерами правительства прекратить продолжающийся отток капитала из РФ, а оставшиеся запасы денег начать вкладывать в новую индустриализацию страны, в малый и средний бизнес, в ​срочную массовую подготовку кадров инженерных и рабочих специалистов.
- Оттягивание трудных, но неизбежных экономических решений нам не поможет, зажмурив глаза удар стихии не остановишь. Нельзя принимающим решения людям функционировать лишь, как пишут СМИ, « в режиме наблюдения за грызней лоббистов и контратаками госфинансистов», - подчеркнул политик.  Он убежден, что "необходимо четко выделить финансовые приоритеты, важные для выживания и развития экономики РФ, резко изменить привычную структуру госрасходов, сложившуюся еще в мирное время". Но тут же с сожалением констатирует, что, по прогнозам аналитиков, в ближайшем будущем нас ждет, скорее всего, реализация двух предложений: повысить налоги и (или) провести секвестр бюджета. Олег Комаров цитирует министра финансов РФ, который считает, что либо будет увеличиваться дефицит и расти инфляция, либо будут увеличены налоги. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина вторит ему: «Если не повышать налоги, тогда надо резать расходы, надо решиться либо на то, либо на другое — иначе не бывает». 
- Экономические власти как огня боятся резкого роста инфляции. Но, скажем, ослабляя курс рубля и увеличивая количество напечатанных рублей – не к этому ли сценарию мы движемся? Надо как-то снимать все эти экономические противоречия, иначе жди неприятностей еще большего масштаба, - отмечает эксперт. 
Он убежден, что во втором полугодии 2023-го года неизбежна "приоритизация расходов" в условиях длящейся СВО. Речь, в частности, о сокращении расходов гражданского назначения.​ На эту тему уже высказался первый вице-премьер Андрей Белоусов. Он предложил  бюджетные расходы​  урезать на 10–15% и секвестировать нацпроекты, на которые сейчас в бюджете заложено 3 трлн рублей.  Олег Комаров считает, что "нацпроекты нужны экономике страны" и дальше сокращать, например, расходы на медицину уже не возможно.  - Хорошим тестом для нее была ситуация с ковидом, и тест мы провалили. Достаточно сравнить 326 умерших человек (на 100 тысяч населения) в очень бедной Индии и 993 человека в РФ! В три раза разница! - замечает он.  Аналогичная ситуация и с образованием. - Можно ли в условиях необходимости воспитывать, и срочно, свои кадры для высоких технологий и дальше резать расходы на образование и науку в РФ? У нас совокупные расходы на науку в 2022-м году не превысили 570 миллиардов рублей, при том, что, например, одна только китайская фирма Huawei израсходовала на НИОКР в 2022 году по крайней мере в полтора раза больше! - возмущается политик.
Он убежден, что России "больше не дадут возможностей закупать высокие технологии и, тем более, готовую современную высокотехнологичную продукцию". Но кадров для импортозамещения и "изобретения велосипеда" может просто не остаться.
- И поможет ли в этом деле полузадушенный малый бизнес, без развития которого движения страны вперед ждать не приходится? А ведь крупные государственные гиганты, как правило, только потребляют ресурсы, насчет же прибыли там всегда туго. В общем наступает время решительных экономических изменений, крутых мер. Вряд ли получится просто наращивать бюджетный дефицит и смотреть, что из этого выйдет, - резюмировал г-н Комаров.