Павел Басманов. Художник и коллекционер

basmanovВ музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова открылась выставка «Павел Басманов. Художник и коллекционер». Музей впервые представил коллекцию графики 30-х–40-х годов. Творчество Павла Ивановича Басманова (1906-1993) почитаемо и любимо искусствоведами, знатоками искусства, однако широкой публике оно  мало известно. При жизни Басманова у него была единственная персональная выставка в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в 1983 году. Во многом это вытекало из жизненной позиции автора, реалий и обстоятельств эпохи. Детство Павла Басманова прошло в селе Баталово Барнаульского округа Томской губернии. Окончив классическую гимназию, он получает художественное образование сначала на Алтае, затем в Петрограде в Художественно-промышленном техникуме, занимается графической иллюстрацией. В этот период он много рисует пером, тушью, чернилами, посещает выставки современных направлений искусства. Эпоха 1920-х становится для Басманова временем самообразования, он знакомится с Н.А. Тырсой, Н.Ф. Лапшиным, Н.О. Коган, В.М. Ермолаевой, В.В. Стерлиговым. К середине 1930-х годов Павел Басманов проявляет себя как талантливый мастер книжной иллюстрации, но её рамки были тесны для его натуры. Так появляются его особые акварельные работы, рождаются лейтмотивы и ключевые темы творчества. Как у Павла Кузнецова, их сюжеты лишены бытовой конкретики, подчёркнуто духовны, ориентированы на идеалы русской иконописи. Наиболее известны камерные серии его акварельных работ «Сибирь» и «Прогулки». «В 1941 году П.И. Басманов идет на войну добровольцем, рисует карандашом в маленьких блокнотах, обращаясь к воспоминаниям деревенского детства. В декабре 1941 года в тяжелом состоянии попадает в госпиталь, там, на грани жизни и смерти, делает десятки небольших акварелей. После госпиталя  был отправлен на Ленинградский фронт. Дошел до Берлина. В сентябре 1945 года после демобилизации приезжает к семье в Ленинград», – вспоминает дочь художника. В 1946 году Павел Иванович постепенно возвращается к работе – и к книжной иллюстрации, и к акварельным циклам. В «деревенских» сериях 1950-х–1960-х годов Басманов приходит к большей конкретике изображаемого, разнообразию эмоциональных полутонов, психологической окраске. 1970-е–1980-е годы – время, когда многие художники настойчиво искали новые пути в искусстве. И знакомство молодых Владимира Мошникова и Павла Маскаева с П.И. Басмановым оказалось не случайным. Они обозначили те направления, по которым в дальнейшем развивалось творчество целой группы саратовских художников. Вот что говорит о Басманове Владимир Мошников: «Павел Иванович Басманов – самое значительное в моей творческой жизни. Я понимаю это сейчас, когда мне уже достаточно много лет. Вспоминаю Москву, 1984 год, Пушкинский музей. Звук истинного искусства вокруг и вдруг здесь – выставка русского художника, нашего современника. И сам он здесь и, оказывается, очень любит Саратов и саратовскую школу живописи, считает её истинно нашей национальной. Знал Петрова-Водкина, общался с Кузнецовым. Павел Кузнецов, когда увидел его работы, сказал: «Теперь нас двое!». И это была не шутка. Такое было время. О Мусатове говорил, что если бы он не умер так рано, то неизвестно, как стало бы развиваться наше искусство. Здесь у нас на выставке в Доме Борисова-Мусатова небольшие его работы. И может показаться: «Ну и что?» И даже можно думать, чем больше размер, тем значительнее художник. А что на самом деле? Есть книга по истории европейского рисунка. В ней не так много русских художников. И вот среди них – три рисунка Басманова. Рядом с Врубелем, Пикассо. Это очень высокий уровень! Помню Творческую дачу «Челюскинская» в 1984 году. В нашей комнате-мастерской, которую я занимал с Павлом Маскаевым, несколько книг: о Мусатове, Петрове-Водкине и каталог Басманова. Басманов обратил на это внимание: «Льстите мне», и на мое искреннее возражение сказал: «Я бы хотел быть в их группе». Для меня он на самом деле  рядом с ними и теперь навечно, пока существует наша культура. В России у нас за последние  лет 50 были  тысячи художников, очень талантливых и интересных. Но о том, чтобы сохранить нашу культурную идентичность, что сейчас очень актуально, думали единицы. И в числе первых среди них – художник Басманов. Осмысленно и по-настоящему русский художник. Прикоснуться к вершине нашей культуры – очень трудная задача. Не только  для тех, кто сам создает её. Очень трудно и тем, кто думает, что способен её почувствовать просто как зритель. Искусство Басманова – это настоящая вершина, лучшее, что накоплено во второй половине ХХ века…» Персональная выставка 1983 года в ГМИИ стала для Павла Басманова значимым событием, он тщательно готовился к ней. После этой выставки произведения художника приобрели в свои коллекции ГМИИ имени А.С. Пушкина,  Третьяковская галерея, музеи Тюмени, Тулы, Барнаула, Саратова. На нынешней экспозиции в усадьбе Борисова-Мусатова графика Павла Басманова из собрания Радищевского музея впервые выставлена в полном объеме. На выставке также представлены произведения А. Рылова, А. Лентулова, Г. Верейского, В. Конашевича, Н. Тырсы, Е. Кругликовой, поступившие в Радищевский музей из личной коллекции П. Басманова. Юлия Сергеева