Перспективное производство бульдозеров в Энгельсе наехало на банкротство, а гендиректор - на субсидиарку в 51 млн рублей

В рамках банкротства энгельсского ООО "ЗАВОД УРАЛТРАКГРУПП" определен размер субсидиарной ответственности бывшего гендиректора компании Петра Бесшапошникова. Компания занималась производством дорожно-строительной техники, но в 2017-м году свалилась в банкротство. Г-на Бесшапошникова признали ответственным еще в 2021-м году: суд счел, что подавать на банкротство надо было раньше. В начале мая арбитраж определил сумму, на которую Павел Бесшапошников должен нести субсидиарную ответственность за банкротство завода. Она составляет 51,4 млн рублей. Виновным бывшего гендиректора суд признал еще в апреле 2021 года. С ходатайством о субсидиарке обратился конкурсный управляющий Андрей Трифонов. Тогда он предъявил экс-руководителю 49,4 млн рублей.  Трифонов считал, что будучи контролирующим лицом ООО Бесшапошников не подал заявления в арбитраж о признании компании банкротом при наличии признаков такового. Причем, по версии конкурсного управляющего, сделать это директор должен был не позднее 3 сентября 2016-го года. 
В качестве признаков банкротства Трифонов указывал на неоплату задолженности перед кредитором Николаем Багуцким. Для признания субсидиарки одного этого факта было бы мало. Тем более, что согласно бухгалтерскому балансу на 2016-й год у завода имелись активы: запасы - 16,6 млн рублей и дебиторка в 10,2 млн рублей. 
Но конкурсному управляющему так и не удалось получить документацию, подтверждающую наличие этих активов, в том числе договоры, соглашения и контракты. Павел Бесшапошников убеждал суд и оппонента в том, что этих документов нет и у него, а все хранится на производственной площадке завода в Энгельсе. Дело дошло до того, что документы искали прокуратура и приставы, но тоже ничего не нашли.  В итоге арбитраж пришел к выводу, что гендиректор "не выполнил обязанности по представлению арбитражному управляющему истребуемой бухгалтерской документации". Это в свою очередь "существенно затруднило проведение процедуры банкротства должника", в том числе формирование конкурсной массы и удовлетворение требований кредиторов.  Со ссылкой на правовую позицию Верховного суда РФ суд указал, что "отсутствие (непередача руководителем арбитражному управляющему) финансовой и иной документации должника, существенно затрудняющее проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, указывает на вину руководителя". А уничтожая, искажая или производя иные манипуляции с названной документацией, такой руководитель скрывает данные о хоздеятельности компании и недобросовестном исполнении своих обязанностей. Таковыми могут быть заключение заведомо невыгодных сделок, вывод активов.
В итоге арбитраж наложил на Бесшапошникова субсидиарную ответственность. Но так как конкурсная масса на тот момент не была сформирована, суд отложил рассмотрение этого вопроса до окончания расчетов с кредиторами. И вернулся к нему два года спустя, когда был определен реестр требований кредиторов. Размер субсидиарки - 51,4 млн рублей. 
"ЗАВОД УРАЛТРАКГРУПП" работал с 2011-го года. Основной вид деятельности ООО - производство машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства. А точнее - дорожно-строительной техники, применяемой в строительстве, горной, нефтегазовой и лесозаготовительной промышленности. Компания на своей промплощадке в Энгельсе наладила серийное производство бульдозеров 10-го тягового класса серии УТГ10, УТГ10Б. Причем обеспечила едва ли не полный производственный цикл - от заготовки до сборки и сервиса. И даже запустила экспериментально-производственный участок, оснащенный современным оборудованием и технологиями. В 2014-2015 гг завод планировал выпускать до 100 единиц техники в месяц благодаря запуску двух сборочных конвейеров. Речь шла о бульдозерах серии RSD16 и RSD22 (10-15 тягового класса), фронтальных погрузчиках (грузоподъёмностью 3 и 5 тонн), сваебойных копровых установках, трубоукладчиках.
Банкротство компании стартовало в 2017-м году. Поводом стало обращение жителя Саратова Николая Багуцкого, которому ООО задолжало 3,5 млн рублей. Позднее ряды кредиторов пополнили еще несколько физлиц, а также ГК "Атлант" и налоговая. Интересно, что в октябре 2018-го года компания пыталась ликвидироваться. Но сделать это не удалось.
В 2018-м году Трифонов попытался провести инвентаризацию имущества, но оно не было передано в срок. Годом позже все имущество составил один-единственный автопогрузчик. Что дало конкурсному управляющему повод для оспаривания ранее совершенных сделок - перевода около 5 млн рублей трем физлицам, в том числе соучредителю Валентине Аникеевой и, вероятно, ее родственнице Светлане Аникеевой. А также перевода 3 млн рублей самому Петру Бесшапошникову. Но арбитраж в удовлетворении ходатайства Трифонову отказал.
Справка "БВ". ООО "ЗАВОД УРАЛТРАКГРУПП" было зарегистрировано в Саратове в 2011 году.  Учредителями значатся Валентина Аникеева (90%) и Александр Никищенков (10%). У первой больше нет никакого бизнеса, а второй зарегистрирован в качестве ИП с деятельностью в области права. Пик выручки пришелся на 2013-й год - 6,7 млн рублей при убытке в 26,1 млн рублей. 
фото excavator.ru