Пост сдал, пост принял: почему Андрею Архипову не продлили полномочия и как впишется в саратовское правительство новый глава минпрома

"БВ" продолжает рассказывать о кадровых перестановках в саратовском минпроме. По мнению инсайдеров, Андрей Архипов лишился своего поста в силу политических договоренностей. Эксперт "БВ", гендиректор СЭЗ им. Орджоникидзе Дмитрий Ханенко полагает, что министр-варяг с одной стороны будет на равном удалении держать весь саратовский бизнес, но при этом должен не увязнуть в политических интригах внутри правительства. Получить широту полномочий он сможет лишь доказав готовность взять ответственность - в противном случае, его работа может свестись к присвоению заслуг предприятий.  - Мы полагаем, что полномочия Архипова истекли согласно договоренности по результатам торгов с его папой - Владимиром Архиповым, которые были достигнуты после того, как он в 2017 году согласился уступить свой округ кандидату от КПРФ Александру Анидалову, несмотря на убедительные показатели праймериз в свою пользу. Назначенный на должность министра в 2019 году, Андрей Архипов пробыл на этом посту три года вместо положенных пяти лет. Просьбы продлить полномочия Архипова-младшего еще на два года не увенчались успехом, - пишет тг-канал "Наблюдатель". Напомним, что сегодня последний день работы г-на Архипова, хотя еще неделю назад он проводил прямой эфир, посвященный импортозамещению. Сегодня же облдума утвердила в качестве его замены экс-министра Пензенской области Михаила Торгашина. 
- Отставка была ожидаемая всеми. Была определенная задержка с назначением и она затянулась. Хотя мы живем во время бурных перемен и требуется быстрая реакция на ситуацию: на примере "Балаково-Центролит" видно, как еще недавно мы следили за успехами предприятия и радовались, а сегодня все поменялось на 180 градусов. Очевидно, что курирующий министр, а тем более зампред, должен быть на своем месте и оперативно реагировать на меняющиеся условия работы, - в свою очередь уверен Дмитрий Ханенко. 
Говоря о том, каким должен быть министр промышленности, промышленник констатировал, что он должен прежде всего пользоваться авторитетом у руководителей промышленных предприятий - он во многом опирается и на их поддержку, и на их компетенции.  - Определенный эталон - ряд саратовских директоров еще советской закалки: компетентные, грамотные, с огромным жизненным опытом, с масштабными проектами за плечами, со связями на федеральном уровне и определенными личностными качествами, способные привести к решению сложных производственных задач. Честно говоря, сегодня таких людей вообще не вижу на горизонте. Они не берутся ниоткуда, они воспитываются. И если у вас есть послужной список, вы где-то по году-два работали, двигаясь по карьерной лестнице, это совершенно не говорит о том, что у вас есть фундаментальные знания и опыт, на которые вы можете опираться для решения сложных задач, - пояснил промышленник.  Он отметил, что "не делает оценок ни по фотографиям, ни по биографиям": судить можно только по делам, первым шагам и контактам, а также той программой, которую будет реализовывать министерство. 
- Должно быть актуальное положение о министерстве, отражающее стратегии развития региона. Кто и как их реализовывает, пока непонятно. А мы должны понимать, чем руководствуется министерство при осуществлении своих полномочий, какую берет на себя ответственность. Но там, к сожалению, отсутствует ответственность как персональная, так и у министерства, - продолжил размышления г-н Ханенко.
По его мнению, промышленность должна развиваться и этот рост должен быть измерен конкретными показателями.  - Если достижения происходят естественным образом, или это успех отдельно взятых компаний, то присоединяться к этому успеху неправильно. А когда идет рост по всем отраслям, когда ставим амбициозные планы, ищем под них ресурсы, предприятие масштабируется и вы приложили к этому усилия - тогда можно сказать, что это достижение. И первая задача министра - определиться с вектором и амбициозными планами. Роль руководителя - быть двигателем, который решает проблемы, находит нестандартные решения и обеспечивает динамичное развитие. А если он просто наблюдает за процессом, а усилия тратятся только на объяснения, почему мы чего-то не смогли, то не вижу смысла "тужиться" в этом направлении, - заключил директор СЭЗ.  При этом г-н Ханенко негативно оценил "ротации" и тот факт, что новый министр - выходец из другого региона. Хотя бы потому, что на знакомство с ситуацией, кадровые перестановки внутри министерства и формирование своей команды придется потратить силы и время. 
- Из плюсов - все предприятия будут равноудалены от министра-варяга. Дальше все будет зависеть от компетенций человека и личных качеств. Или он быстро проведет адаптацию-знакомство или увязнет в каких-то интригах и поиске своего места. Основная проблема будет не с подшефными предприятиями, а со вписыванием в коллектив правительства, - считает Ханенко.
Он прокомментировал отсутствие подходящих кандидатов в министры в Саратовской области - их не вырастили. Действующие же директора саратовских предприятий не имеют опыта госслужбы, но и не хотят жертвовать свободой принятия решений ради министерского кресла и относительно небольшой зарплаты.  - Как он может себя проявить и чего-то добиться? В чиновники идут, чтобы сделать хорошую запись в трудовой книжке, построить карьеру, побыть в Саратове, переехать в другой регион. А зарплата министра хорошая, но маленькая. Будешь так же много работать и собирать все шишки, а удовольствия гораздо меньше, - резюмировал глава СЭЗ. Кстати, о зарплате. Судя по декларации супруги Михаила Торгашина Яны, занимающей кресло начальника отдела труда трудовых отношений и демографии в пензенском минтруде, в 2021 году доходы Михаила Торгашина составили почти 2,5 млн рублей. Сама г-жа Торгашина заработала без малого 1 млн рублей.
В собственности у нового саратовского чиновника три земельных участка (около 1,5 тыс. кв.м), жилой дом (156,7 кв.м.), квартира (34 кв.м.) и гараж (22,1 кв.м.). В квартире выделены доли на супругу и двух несовершеннолетних детей (старшая дочь и младший сын), остальное имущество министра у них в пользовании. В семье две машины - KIA и BMW. Причем в декларации 2020 года немецкой иномарки не было, как и доли на детей и супругу в квартире. 
Теперь уже бывший зампред Андрей Архипов за прошлый год получил доход в 21,5 млн рублей - сюда входит и доход, полученный от продажи доли в уставном капитале организации. Речь может идти об ООО ПТК «ГИТЕМ», в которой г-н Архипов был учредителем до середины декабря прошлого года. Теперь 100% акций компании принадлежат его отцу, Владимиру Архипову. В 2020 году доходы Архипова-младшего составили 3,2 млн рублей, что все равно выше, чем доходы г-на Торгашина в пензенском министерстве.  Кстати, из учредителей ПТК «ГИТЕМ» в январе этого года вышла Инна Степанова, также, видимо, передав свою долю Владимиру Архипову. При этом в декларации Архипова-младшего отмечено, что доходы его супруги составили 3,9 млн рублей, хотя за год до этого были всего 66,7 тыс. рублей. Сейчас г-жа Степанова - учредитель ООО "ПКФ "БАСП", ведущее зрелищно-развлекательную деятельность. В марте из состава его учредителей вышел ПТК «ГИТЕМ».