Потоп "на дорожку" и 220 млн ренты в год: после расторжения концессии "КВС" будет доить Саратов еще 10 лет

День, когда на заседании Саратовской гордумы решили разорвать соглашение с концессионером «Саратовводоканала» начался символично: с двух крупных аварий на водопроводных сетях. С самого утра из-за прорыва труб в районе улиц Соколовой и Чернышевского остались без холодной воды жители микрорайона Пентагон-2. Через несколько часов Соколовая получила новый сюрприз - прорвало трубу на пересечении с улицей Некрасова, вода хлынула вниз по улице, залила дворы и припаркованные там автомобили вмерзли в лед. «Бурлит так, что дома слышно на 4 этаже. Если не прекратится, то завтра утром мы будем в ледяном плену!! SOS!!!» - в панике писали местные жители в группу «Типичный Саратов» соцсети Вконтакте. Между тем, концессионер, ООО «КВС-Саратов», просто так уходить не собирается. Компания потребовала компенсировать ей затраты на создание и реконструкцию водопроводного имущества в размере 2,2 млрд рублей. Возмещение, как заявил вчера, 13 декабря, на заседании комиссии Саратовской гордумы по городскому хозяйству заммэра и глава комитета по экономике Алексей Никитин, придется платить в течение 10 лет, средства будут выделяться за счет межбюджетных трансфертов. Чем именно объясняются такие аппетиты концессионера, никто пока не объяснял. На сайте администрации Саратова нет ни одного отчета о работе «КВС», хотя подобные документы должны обнародоваться ежегодно. Попытки мэрии заставить компанию выполнять взятые на себя обязательства через суд провалены в первой инстанции и засекречены в апелляционной, а сам концессионер потихоньку банкротит вверенное его заботам предприятие. Откуда взялась сумма 2,2 млрд — неизвестно. На заседании думской комиссии депутат Вячеслав Тарасов напомнил, что «КВС», несмотря на все свои обещания, до сих пор обходится при ликвидации аварии «чопиками», о чем свидетельствуют фотографии, присылаемые гражданами с мест аварийных работ.
- Динамика количества повреждений на сетях водоснабжения оптимизма не прибавляет: если за весь прошлый год случилось 4995 аварийных ситуаций, то за неполный 2023 год – уже 5226, - заявил он.
И за что в этом случае платить оскандалившемуся концессионеру по 220 миллионов в год? Тем более, что стоявший первым вопросом в повестке дня сегодняшнего заседания думы бюджет приняли с гигантским дефицитом - около 681 млн рублей. При 29,6 млрд рублей доходов расходы заложены в размере 30,28 млрд. Вопрос с концессией тоже был решен в короткий срок - депутаты постановили ее расторгнуть. Тут обнаружилась еще пара неприятных сюрпризов: оказалось, что в подписанной в ноябре 2017 года концессии вообще никак не был урегулирован вопрос досрочного расторжения. Ради этого, по словам Алексея Никитина, и пришлось наделять полномочиями выгнать концессионера городскую думу, хотя она ничего не подписывала. Расплачиваться с концессионером поможет областной бюджет, а имущество, которое у «КВС» предстоит отобрать, изучает специальная комиссия. Это порядка 20 тысяч различных объектов. То есть, до сих пор ни один состав мэрии, ни при Михаиле Исаеве, ни при Ладе Мокроусовой, не озаботился тем, что концессионер делает, чего он не делает и сколько объектов у него в руках. Хотя разговор о том, что "КВС" рано или поздно придется указать на дверь, начался даже не в этом году.
Таким образом, «КВС» будет получать доходы из дырявых саратовских водопроводных труб еще 10 лет, а ее топ-менеджмент не останется без работы. Коллектив обещали уволить с последующим приемом на работу в «Саратовводоканал», и похоже, не только рабочих, без которых и «чопика» не забьешь. На пост руководителя «Саратовводоканала» уже приняли бывшего топ-менеджера «КВС» Павла Зайцева, бывшего начальника отдела инвестпроектов.
Ранее изгнавшему своего концессионера Волгограду развод со структурой УК «Лидер», той же, к которой относится и «КВС-Саратов», тоже вышел не бесплатным. Облигации водопроводного предприятия пришлось выкупать, на что ушло более 7 млрд рублей. Так что Саратов, можно сказать, еще дешево отделался.