«СтройЭкспертРегион-С» привлекли как эксперта. Причем если сначала «КВС» упирало на то, что эксперты - старые партнеры администрации, то 18 октября 2022 года в отводе концессионер указал, что проверка факта выполнения работ по реконструкции водопровода связано с информацией, относящейся к государственной тайне. С этого момента дело рассматривается в закрытом режиме.Или суд так отреагировал на заявление «КВС», или ответчик сам добился закрытия дверей зала заседаний для всех, кто мог туда попасть, помимо участников процесса. Например, для журналистов, которым далеко не безразлично, что с коммунальными системами происходит. Очередное заседание 12 ААС провел 13 апреля, удовлетворив какое-то ходатайство. Какое именно - теперь неизвестно. Неясна даже дата следующего заседания суда. С какого перепуга сведения о концессии вдруг посчитали гостайной - понять сложно. Концессионное соглашение со всеми параметрами и адресами объектов водоканальского хозяйства с 2017 года находится в открытом доступе на сайте мэрии Саратова. Более того - ежегодно концессионер должен публично (!) отчитываться о своей деятельности, а его отчет - размещаться в открытом доступе. Правда, последнее правило все время игнорируется. Пока концессионер и мэрия тайно разбираются, что же происходит с концессией, которую «КВС» похоже и не собирается выполнять, другой судебный процесс идет совершенно открыто. Концессионер, которого уличили в недовложении в реконструкцию водопроводных сетей сотен миллионов рублей, и у которого на 2023 год есть деньги только на чопики, радостно банкротит доверенное ему предприятие. Иск от «КВС» к МУПП «Саратовводоканал» с требованием признать муниципальное предприятие несостоятельным за долг в 32 млн рублей был принят к производству в феврале этого года. Иных кредиторов в деле пока нет, следующее заседание назначено на 10 мая.
Концессионер «Саратовводоканала» - структура ЗАО «Лидер». Учредителем «КВС-Саратов» до последнего момента было волгоградское ООО «Концессии водоснабжения». И вдруг, 17 апреля, в ЕГРЮЛ появляется запись, что данная компания из бизнеса вышла. Ее сменила АО ИК «Лидер». Что же произошло?А произошел, как выяснилось, полный провал концессии водопроводных сетей в Волгограде, которая тоже подписывалась с ЗАО «Лидер» и ставилась Саратову в пример, в том числе по объему вложений. Как выяснилось, концессионер не нашел достаточно средств, чтобы поддержать волгоградские сети, потому и ушел. Точнее сказать, его смыло канализацией. Прорыв коллектора, произошедший в городе прошлой осенью, заставил местные власти пересмотреть отношения с концессионером водопроводных систем. И «КВС» в Волгограде указали на дверь. Как пишет «Коммерсантъ», обошлось это недешево. Госкомпаниям пришлось вложить миллиарды в выкуп облигаций концессионных проектов ЗАО «Лидер». Правда, сделка все равно была ниже номинала, концессионер вышел из проекта с убытками. Все функции «Лидера» в Волгограде забирают на уровень региона и города. Черту подвел губернатор Андрей Бочаров, прямо заявивший гендиректору ЗАО Анатолию Гавриленко, что в нынешний непростой период доверять ЖКХ исключительно коммерческим структурам - «нельзя и неправильно».
Гавриленко признал, что волгоградские проекты были для «Лидера» стартом в коммунальной сфере, и привлечь достаточно инвестиций компания не смогла. Что и подтвердила последняя авария. Прорыв, смывший концессионера из Волгограда, случился в ночь на 28 ноября 2022 года. Из коллектора прямо посреди сквера забил поток фекалий и стоков, он размыл склон, затопил улицу, детскую железную дорогу и часть набережной. Без воды и канализации остались 2 района города. Оказалось, подвел коллектор, который построили полвека назад. И проектно-сметной документации на него вообще ни у кого не было, ни у города, ни у концессионера.В Саратове тоже есть свой проблемный коллектор — в Глебучевом овраге. Буквально на днях снова подняли вопрос о том, что там необходимы очистные. На этот раз высказал его спикер Госдумы Вячеслав Володин, причем на «правительственном часе» в Москве, что может означать скорое пришествие в регион инвестиций. Вот только расставаться с концессионером мэрия не спешит. О том, что «КВС» вложил в коммуникации чуть не вдвое меньше, чем обещал, известно давно, предложение выгнать его звучало на уровне городской думы неоднократно. Но у Саратова в отличие от Волгограда не хватает не то решительности, не то денег. Волгоградскую концессию заключали в 2015 году на 30 лет. Объем вложений должен был составить почти 59 млрд рублей. В 2021 году волгоградское ООО КВС показало убыток в 2,7 млрд рублей при 3,6 млрд рублей выручки. Правда результаты 2022 года показывают, что компания сумела выйти в слабый плюс - 3,8 млрд рублей выручки и 7,4 млн - чистой прибыли. Саратовский концессионер чувствует себя стабильнее: 2,7 млрд выручки в 2022 году при чистой прибыли 78,4 млн. Данные за 2022 год еще не обнародованы.