Разработчик браслетов «Не теряйся»: чиновники решили пристрелить проект. Почему саратовский Венчурный фонд судится с инноваторами

Саратовский проект «Не теряйся!» с электронными браслетами для школьников и пожилых людей, контролирующими местонахождение и состояние здоровья носителя, не смог взлететь сразу из-за коронавируса и западных санкций.

Разработчики нашли выход из ситуации с нехваткой комплектующих, но Венчурный фонд Саратовской области не желает входить в положение и требует с них деньги. Причем вдвое больше, чем сам вложил.

О том, как сейчас чувствует себя проект и откуда возникли претензии к реализующему его ООО «Интернет людей», рассказал «БВ» соучредитель компании Евгений Харчевников.

Как пояснил он, условия договора на получение инвестиций в фонде несколько раз менялись в процессе согласования документа. Кроме того, соглашение изначально планировалось зарегистрировать у нотариуса, но в итоге Фонд отказался от нотариального заверения в условиях спешки. Сумма вложений Венчурного фонда в проект составляла 3 млн рублей, а требует он сейчас 6 млн.

- В 2018 году минэкономразвития региона настойчиво рекомендовало нам получить инвестиции в проект через Венчурный фонд, - объяснил Евгений Харчевников «БВ». - В итоге всей спешки и оказываемого на нас давления мы подписали соглашение, в котором появились пункты с какими-то невероятными для нас, очень негативными и неоднозначными условиями. В соглашении оказался пункт, на основании которого Венчурный фонд пытается в судебном порядке через 4 года потребовать с участников проекта указанную сумму.

Возможность для Фонда выйти из проекта через 4 года, забрав 6 млн, по словам соучредителя компании, это лишь один из вариантов структурирования компании, который по логике и сути венчурного инвестирования возможен в следствии благоприятного стечения обстоятельств и на основании общего волеизъявления всех участников. Так как Венчурный фонд становится соучредителем бизнеса, а не просто заимодателем, что само по себе уже гарантирует обеспечение интересов Фонда и предоставляет ему возможность принимать участие в работе компании.

- Венчурные инвестиции это всегда рисковые вложения по свей сути, а они решили себя таким образом за наш счет обезопасить. Причем не за счет всех участников компании — Фонд стал соучредителем — а за счет остальных участников, заведомо поставленных в невыгодное положение - отмечает Евгений Харчевников. - Фактически, получился кредит под 25% годовых, да еще и с долей в компании.

Участник проекта опасается, что саратовский минэконом, некогда учредивший Венчурный фонд, теперь пытается его просто закрыть. Но поскольку при действующих контрактах сделать это нельзя, организация спешит выйти из них, благо в договорах такая возможность изначально прописана.

Общая сумма затрат на НИОКР у «Интернета людей», напомнил Евгений Харчевников, куда выше помощи Венчурного фонда, она составила более 10 млн рублей. Это и собственные средства команды разработчиков, и финансирование от Фонда Бортника.

- Действия Венчурного фонда совершенно непонятны. Они решили в угоду соблюдения какого-то внутреннего распорядка просто-напросто пристрелить проект или себе его отнять, - размышляет собеседник «БВ».

Сам проект «Не теряйся!» по-прежнему существует, хотя и пережил серьезные трудности, помешавшие его полноценному запуску. Продукция компании, браслеты, рассчитывалась в первую очередь на школьников. Первые экземпляры были готовы в 2019 году, запуск пилотной партии был назначен на весну 2020-го, велись переговоры с московскими школами. Но планы эти подкосил коронавирус - из-за пандемии по всей стране был введен режим самоизоляции, школы закрылись, учеников перевели на удаленное обучение. В таких условиях продукция оказалась невостребованной.

- Мы приехали подписывать соглашение на пилот в тот день, когда Москву закрывали на карантин. Мы приехали утром, а вечером гостиницу за нами закрыли и опечатали, - рассказал Евгений Харчевников.

В 2021 году были запущены пилотные внедрения проекта с РЖД и Иннополисом, уже была договоренность с предприятием госкорпорации «Ростех» о начале серийного производства браслетов. Но из-за новых западных санкций сделать это не удалось. Основной компонент браслетов, микрочипы, выпускают только за рубежом, отечественных аналогов этой продукции нет, а импортная оказалась под санкционными ограничениями. Команда разработчиков не сдавалась. За полгода решение удалось найти.

- Мы нашли способ реализовать тот же функционал, - рассказал Евгений Харчевников, - только теперь это не браслеты, а брелоки, они получились заметно крупнее. Проект есть, проект живой. Не случилось только коммерциализации.

Но Венчурный фонд, признавая все эти обстоятельства, все равно решил настаивать на своем. Как объяснил Евгений Харчевников, представители компании общались и с исполнительным директором Венчурного фонда Олесей Орловой, и с новым министром экономразвития региона Андреем Разборовым — все безрезультатно. Министерство ответило, что Венчурный фонд - наследие прежнего состава минэконома и никакой помощи компании не предложило.

Разработчик подчеркнул, что команда не собирается сдаваться и будет отстаивать свои права.

С апреля этого года Венчурный фонд Саратовской области инициировал и еще один подобный процесс. Организация требует расторжения договора об инвестировании, подписанного с ООО «НИЦ «Теас-МО», компания разрабатывала инновационное биотопливо. Также фонд требует от ее учредителей выкупить у него доли в уставном капитале за 13,8 млн рублей. Решения по делу пока не вынесено.