Российские производители в перспективе заместят ушедших с рынка импортеров форели

«У России есть потенциал в ближайшие годы полностью заместить рынок производства форели после ухода иностранных компаний и введения санкций на поставки, но потребуется слаженная работа предпринимателей и государства», — говорит генеральный директор проектно-инжиниринговой компании по строительству рыбоводных ферм УЗВ Антон Пельчер.

Сегодня иностранные компании продолжают покидать российский рынок в связи санкциями или усложнением логистических вопросов, поэтому острее встает вопрос доступности населению ранее привычных деликатесов, в том числе одно из видов красной рыбы — форели.

По оценкам BusinesStat, в 2017-2021 гг. продажи форели в России ежегодно росли на 14,0-28,3% и к 2021 году объем рынка сбыта форели в России достиг более 85 тысяч тонн и продолжает расти, при этом внутри страны сегодня выращивается только 50-60 тысяч тонн этого вида рыбы. Уход иностранцев открывает широкие возможности для местных производителей — освободившееся место не только позволит им стать лидерами рынка, но и подтолкнет задуматься об увеличении производственных мощностей, если уже есть отработанное понимание, как и кому продавать товарную продукцию.

Сегодня форель — один из самых популярных видов среди потребителей и одно из самых перспективных направлений для развития в области рыбоводства.

Есть несколько способов выращивания этого вида рыбы:

  • в садках;
  • в открытых искусственных водоемах;
  • в бассейнах на круглогодичной ферме УЗВ.

Первый вариант наиболее рентабельный, но в России уже практически не осталось водоемов с подходящими для выращивания форели условиями. УЗВ — хорошая альтернатива естественному выращиванию, на него не нужно получать разрешение и, кроме того, эта современная технология с максимальной автоматизацией позволяет рыбе расти круглогодично, а значит хозяйство быстрее себя окупает и начинает приносить прибыль. Скорость роста также влияет и на деловые отношения, которые предприниматель может наладить с закупщиками — постоянные поставки бизнесу намного интереснее, чем сезонная зависимость или вероятность изменения условий договора в связи с воздействием факторов окружающей среды.

Помимо способа выращивания, встает вопрос и со сбытом. Красную рыбу едят практически в любом регионе России за исключением самых бедных территорий и тех, где рацион населения составляет в основном мясо местных животных и рыба из местных водоемов, например, в Сибири — это сига, на Дальнем Востоке — кета. Но вопрос глобализации вносит свою лепту: форель и семга слабого соления разбросаны по всем супермаркетам России и местные жители уже отдают предпочтение ей, особенно в городах с хорошим уровнем дохода населения. Поэтому при выборе территории для сбыта, можно обратиться к ежегодной статистике «ТОП-10 самых богатых городов России» и дальше анализировать спрос там.

Кстати, в Сибири и на Дальнем Востоке, несмотря на кажущуюся доступность красной рыбы для этих регионов, есть еще несколько нюансов, которые могут сыграть на руку рыбоводным фермерам: в города этой части России рыба попадет часто перемороженной и с двойной наценкой, так как сначала проходит через логистические хабы западной России.

Немаловажна в развитии отрасли и поддержка со стороны государства. Например, постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2022 г. №1611 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2018 г. № 1413» внесены изменения в Правила, которыми предусматривается возможность возмещения части прямых понесенных затрат на создание и / или модернизацию объектов по производству кормов для аквакультуры в размере 20% от стоимости объекта с 2023 года. Это очень актуальная помощь, так как один из основных барьеров на пути увеличения производственных мощностей — недостаток корма: отечественные производители кормов на данный момент покрывают лишь 40% всех потребностей, т.е. только 180 тысяч тонн в год из необходимых 450 тысяч тонн. В таких условиях наращивание производственных мощностей рыбоводных ферм в отрыве от увеличения того же на кормовых заводах кажется бессмысленным.