С реставратора саратовского оперного театра УКС требует больше миллиарда. Но в суд идти не хочет

Московскому «Адепт Строю», третий год значащемуся реставратором здания саратовского театра оперы и балета, выставили претензию: областное Управление капстроительства требует расторжения договора, возврата аванса в размере 1 млрд рублей и уплаты штрафов. Буквально вчера, 11 октября, губернатор Роман Бусаргин в своем тг-канале заявил, что «Адепт Строю» выставлено несколько судебных исков, а для театра будут искать нового подрядчика. Разбирательства, надеется губернатор, будут завершены до конца года. В базе данных арбитражных дел иск к «Адепт Строю» от саратовских государственных организаций до сих пор значится только один, по которому УКС добивается возврата с ответственного хранения закупленного в рамках театрального контракта оборудования. О расторжении договора с генподрядчиком действительно заявлено, но в досудебном порядке. Претензия от УКСа размещена в реестре портала госзакупок. Подало ее ведомство еще в начале сентября. Заказчик требует расторжения контракта, но не из-за срыва сроков ведения работ, а из-за того, что у «Адепт Строя» больше нет лицензии на работу с памятниками культуры.
По данным Минкульта РФ, лицензию «Адепт Строй» потерял еще 8 августа. Из поданной УКСом претензии вытекает, что разрешение на работу с памятниками у компании никто не отбирал, она его попросту не продлила, за что УКС начислил ей 4,8 млн рублей штрафа. Также компании насчитали 154,6 млн рублей пеней - с момента прекращения действия лицензии и по 15 декабря нынешнего года, штрафы за непредоставление заказчику в нужный срок информации по субподрядчикам и расчетам с ними. Всего общая сумма пеней и штрафов составила более 172 млн рублей. При этом УКС не отрицает, что работы на 1 млрд 47 млн рублей на площадке оперного театра подрядчик исполнил. Так что из потраченных на объект денег вернуть надо половину, из них 111,8 млн рублей - областных средств и 904,5 млн - федеральных, полученных регионом в виде субсидии.
О расторжении договора губернатор заявлял еще месяц назад, 14 сентября. Но теперь, когда речь снова зашла о судах, подрядчик впервые отреагировал на претензии региона публично. Ситуацию прокомментировал для ИА «Взгляд-инфо» гендиректор «Адепт Строя» Михаил Варлахин. По его словам, большая часть работы по театру уже сделана, компания готова пустить в здание отопление, батареи и трубопроводы завезены. Причем расходы на воду, тепло, охрану и электричество, а также на аренду складов, где лежит сейчас спорное оборудование, «Адепт Строй», по словам руководителя, несет не с аванса, а из собственных средств, а аванс ему «выдают по крохам», в реальности же компания покрывает расходы «из заработанных на других объектах средств». Также Михаил Варлахин обвинил чиновников УКСа в том, что они де сами не хотят забирать оборудование, из-за которого сейчас с компанией судятся, хотя срок действия договора ответственного хранения давно истек. Расторгать контракт и уходить с объекта «Адепт Строй», по словам гендиректора, готов, но при условии, что будет создана комиссия, которая точно определит, какие объемы работы компания выполнила, и оплатит их.

Отношения Саратовской области с подрядчиками всегда были непростыми, примеров тому достаточно, хотя бы новая набережная, с которой первый исполнитель тоже ушел. Но в случае с театром есть ряд нюансов, о которых генподрядчик в беседе со «Взгляд-инфо» не упомянул. Во-первых, ни слова не сказано об истекшей лицензии. А без нее никакая работа на объекте невозможна в принципе. Во-вторых, о каких выполненных и не оплаченных работах идет речь, если по документам подрядчику уплачено более 2 млрд рублей? Допустим, 500 млн ушли на закупку оборудования, которое лежит где-то на складе и которое УКС забрать не то не хочет, не не может, но на что тогда потрачено еще столько же? Стоит также напомнить, что аванса в таких огромных размерах «Адепт Строй» сам же добивался в судебном порядке. Спрашивается, зачем было судиться из-за денег, которые потом будут «выдавать по крохам»?

С другой стороны, заказчик в данной ситуации сам не безгрешен. Управление капстроительства по каким-то причинам долго и безропотно терпело и простои на стройплощадке, и переносило сроки сдачи театра, не выдвигая никаких претензий к генподрядчику. Вернуться в родные стены труппа саратовского театра оперы и балета должна была еще 15 декабря 2022 года. Осенью того же года этот срок сдвинули на год, хотя сейчас совершенно ясно, что до декабря реконструкция завершена не будет даже если работы вести круглосуточно. Тут бы отопление успеть подключить, о чем забеспокоился вчера в тг-канале губернатор. Того, что батареи и трубы, со слов подрядчика, завезены и лежат, явно недостаточно, если учесть, что отопсезон уже начался. Наличие у «Адепт Строя» проблем тоже не должно было стать для Управления капстроительства сюрпризом. В 2022 году два крупных контракта с компанией в других регионах были расторгнуты заказчиками в одностороннем порядке. Это контракт с управделами правительства Нижегородской области на работы по реставрации башен Нижегородского кремля, ценой 424,2 млн рублей и контракт с Минкультом РФ по ремонту старинного усадебного дома в Москве на Волхонке, 8 за 286 млн рублей. Подрядчик не успел отработать и получить больше 100 млн рублей по каждому из них. С 2021 года новых контрактов в рамках госзакупок «Адепт Строй» не подписывал, в тендерах не участвовал.
Пока «Адепт Строй» дискутирует со своим саратовским заказчиком, его продолжает банкротить«Абсолют Банк». Разбирательства в очередной раз отложены, теперь до 16 ноября, но дело остается в производстве. Кроме банкротства и разорванных договоров стоит вспомнить еще и об уголовном деле о даче взятки, которое завели уже в первый год работы «Адепт Строя» в Саратове. По данным следствия, представитель подрядчика пытался подкупить сотрудника УФСБ, чтобы заставить УКС подписать акты приемки работ. Завершилось все штрафами - 3 млн рублей непосредственно со взяткодателя и 20 млн с «Адепт Строя» как юрлица. Но почему бы заказчику уже тогда не насторожиться? Вопрос скорее риторический. А театр оперы и балета, похоже, обосновался в бывшем ДК «Тантал» надолго.