«Россию» погубила бесхозяйственность— изучаем решение суда, лишившего собственников исторической гостиницы в Саратове

Министр области – председатель комитета культурного наследия Владимир Мухин сообщил, что Волжский районный суд по иску ведомства изъял у собственников-физлиц помещения в сгоревшем здании гостиницы "Россия" (объект культурного наследия "Дом И.И. Зейферт…»). Правда, в распоряжении мэрии они не останутся: городской КУИ должен будут организовать торги по их продаже, деньги пойдут на ремонт ОКН, а остаток отдадут собственникам. Решение в пользу комитета районный суд вынес еще в середине сентября. Исковое заявление к физлицам комитет инициировал в ноябре 2022 года, требуя изъятия помещений в пользу мэрии Саратова с последующей организацией продажи с торгов. Арбитраж изъял помещения у юрлиц, а требования к физлицам переправил в Волжский районный суд. Физическими лицами-ответчиками выступили Вадим Малой (53,3 кв. м.), Елена Духина (одно помещение 50 кв.м.), Анна Киселева (три помещения), Татьяна Веременко и Елена Рыжовой (помещение 146,1 кв. м.), Аркадий Григорян (шесть помещений, 897,4 кв. м.). А также владельцы квартир и долях в них: экс-гордеп времен Юрия Аксененко Александр Фролов (161/1000 доли в семи квартирах (общая площадь 230,4 кв. м.), и еще две квартиры (151 кв. м.) и Марина Устинова (одна квартира 27,1 кв. м.). Ранее она значилась участницей НПФ «Авангард-Ф» и саратовского отделения партии "Зеленых", председателем которого до сих пор выступает Фролов. 
Напомним, процесс изъятия запустил предыдущий губернатор Валерий Радаев. Он заявил, что собственник затянул с работой по сохранению памятника культуры, а потому облправительство будет само искать инвестора для ее восстановления. Но для этого бывшую гостиницу нужно сперва отобрать. 
Доводы комитета Владимира Мухина в суде звучали в том же ключе: собственники помещений до сих пор не оформили охранные обязательства, а с 2017 года никто из них не получал в комитете разрешение на проведение работ по сохранению памятника культуры, при том, что здание на момент проведения прокуратурой Саратова в 2019 году проверки уже находилось в плачевном состоянии. Решение суда того же года обязать всех владельцев обратиться за таким разрешением в городской комитет по архитектуре так и осталось не исполненным, хотя собственников и штрафовали за это.  В феврале прошлого года представители комитета с участием директора ООО «Реставрационно-строительная компания «Наследие» визуально осмотрели горевшее в ноябре 2021 года здание гостиницы. Выяснилось, что огнем повреждены строительные конструкции и нежилые помещения, отсутствуют инженерные коммуникации, в фундаменте и цоколе имеются деструктивные трещины, по внешним несущим стенам тоже идут трещины, с раскрытием более 5 мм, внутренние стены частично отсутствуют, практически полностью уничтожены кровля, обрешетка и стропильная система, межэтажные перекрытия обрушились, остекление частично отсутствует. - Бесхозяйственное содержание ОКН ответчиками, невыполнение требований по его сохранению, не проведение срочных противоаварийных мероприятий и работ, создает грозу полной утраты не только отдельных элементов памятника, но и объекта в целом. Считают, что в результате ненадлежащего содержания собственниками имущества объекта культурного наследия, вследствие свободного доступа на объект посторонних лиц и отсутствия на объекте средств должного противопожарного оповещения, произошло возгорание, - отмечается в заявлении комитета.
Представитель Вадима Малого исковые требования не признал, упирая при этом на то, что выставлять на торги помещения у комитета полномочий нет. Решение об этом принимает собственник - теперь мэрия Саратова - и только после вступления в силу решения суда об изъятии. А так как изъятие не связано с конфискацией, то г-ну Малому положена компенсация, которую сам собственник оценил в сумму чуть более 4 млн рублей. 
Представитель Киселевой, Рыжовой и Веременко говорил о том, что собственникам не направлялись обращения чиновников о проведении срочных ремонтно- реставрационных работ. А прекращение права собственности на имущество является крайней мерой, "применяемой в исключительных случаях при установлении вины собственника в несоблюдении требований по сохранению объекта", причем действия или бездействия "должно носить системный, длящийся и виновный характер", чего в рамках дела не установлено и истцом не доказано. Как и не доказана связь между отсутствием ремонта и плачевным состоянием здания и помещений гостиницы.  Александр Фролов сам представлял свои интересы, выступив также в защиту г-жи Устиновой. Он высказался в том же ключе, что и Вадим Малой, говоря о полномочиях комитета, а также констатировал, что собственниками "неоднократно принимались действия", направленные на исполнение решения суда 2019 года, а комитет по охране памятников не предъявил доказательств обратного.  Фролов обращает внимание на то, что пожар произошел по вине неизвестных третьих лиц. При этом ведомство Мухина не предоставило доказательств систематического нарушения собственниками законодательства об охране ОКН. Он также указал, что в гостинице были помещения, принадлежащие мэрии Саратова, а значит, прежде всего чиновники должны были исполнять обязанность по сохранению ОКН. Тем более, что ранее здание было признано аварийным и "муниципалитет обязан был предпринять меры к его сохранению". Г-н Фролов также уверен, что при изъятии за помещения должна быть выплачена компенсация.
Интересно, что часть доводов комитета в суде не нашла подтверждения. Так, запрос в мэрию позволил подтвердить, что в 2020 году комитет по архитектуре согласовал задания на работы по сохранению ОКН с Фроловым, Киселевой, Малым и Устиновой. Правда, в 2021 году их оштрафовали за отсутствие таких работ. 
В 2021 году ООО «АПП «РаРитет» получило разрешение и провело первоначальные противоаварийные работы по восстановлению простенков и усилению аварийного участка здания со стороны проспекта. Их заказчиком выступил бизнесмен Сергей Коновалов. Он же после пожара в 2021 году нанял фирму для инженерно-технического обследования состояния строительных конструкций здания и разработку проекта мероприятий по временному креплению наружных стен. ООО «Каркас» разработало проект противоаварийных мероприятий, предусматривающий укрепление внешних стен здания. Правда, в комитет по архитектуре проектная документация до сих пор не поступила.  Доводы ответчиков о невозможности выполнить ремонтные и реставрационные работы из-за их значительной стоимости суд отклонил: по закону сохранять ОКН собственники обязаны независимо от своего материального положения. Этот тезис может стать доводом в потенциальных судах с мэрией, которая постоянно говорит об отсутствии денег на сохранение и ремонт муниципальных домов-памятников. 
В итоге суд счел доказанным, что из-за невыполнения собственниками помещений работ по сохранению ОКН и его реставрации, гостинице "грозит полная утрата не только отдельных элементов памятника, но и объекта в целом, что является грубым нарушением законодательства об объектах культурного наследия".
За пожар, заключил суд, ответственность также несут собственники: он произошел из-за того, что в здание был свободный доступ и не было средств противопожарного оповещения. Доказательств того, что владельцы пытались сохранить и отремонтировать свои помещения, суд в материалах дела не нашел. Администрации это, кстати, не касается: она в перечне ответчиков не фигурирует.  Суд согласился и с изъятием в формате публичных торгов - в этом случае после проведения торгов собственнику передается вырученная от продажи сумма за вычетом расходов на проведение торгов, а также стоимости восстановительных работ на ОКН.  Единственное требование комитета, которое суд не удовлетворил, так это изъятие в помещений в собственность администрации Саратова. В решении говорится о том, что комитет Мухина обладает правом на подачу иска об изъятии "с целью дальнейшей организации продажи с публичных торгов".
При этом на соответствующий орган по управлению государственным или муниципальным имуществом возложена организация продажи имущества с публичных торгов. Таким образом, помещения в собственность мэрии не переданы, а торгами займется областной или городской КУИ. Вырученные средства пойдут на восстановление ОКН, остаток выплатят собственникам. 
Речь, видимо, все же идет о муниципалитете: по словам Владимира Мухина, информация о решении суда "уже передана представителям муниципалитета для подготовки дальнейшей процедуры по реализации здания с торгов". - Обязательным условием для инвестора станет приведение объекта в порядок. Для этого будут определены сроки и этапы. Надеемся, что у здания появятся такие владельцы, которые проведут работы по сохранению и будут впоследствии использовать объект, - отметил он. История гостиницы «Россия» или ОКН местного значения «Дом И.И. Зейферт, 1850-е гг., реконструкция 1889 г., архитектор Шустер О.И., 1902 г.» весьма драматична. Аварийным здание стало еще в конце 90-х, верхние этажи много лет пустовали и разрушались, использовались только нижние, которые занимали магазины. Добиться от собственников восстановления властям удалось лишь в 2021 году: собственники натянули фальш-фасад на деформированной стене второго этажа, пообещав реставрацию и возвращение к жизни верхних этажей.
Эти планы перечеркнул пожар, который произошел почти сразу после начала работ. По факту возгорания было возбуждено уголовное дело о поджоге. Но о ходе его расследования мало что известно. Один из самых крупных собственников гостиницы, ИП Сергей Коновалов, готовый вложиться в реставрацию, не сомневался, что причиной пожара стал поджог. Вместе с ним здание готовы были ремонтировать лишь 3 владельца из 15.