Саратовские автолюбители привыкают к ограниченному ассортименту новых автомобилей

Российский автомобильный рынок перестраивается под новые условия. Привычные цепочки поставок автомобилей и комплектующих не работают четвертый месяц подряд, а заводы стоят или периодически останавливают конвейеры. Какие марки останутся с нами в 2022 году? Подробностями с "БВ" поделился эксперт «Открытие Авто» Сергей Власов.  Дефицит на рынке новых авто усиливается, несмотря на заработавшую схему параллельного импорта, а ассортимент пытаются восполнять российские, корейские и китайские производители. Саратовских автолюбителей в связи с этим ждет сужение ассортимента на рынке новых автомобилей, достаточно жесткая ценовая политика продавцов марок, которые объявили об уходе с российского рынка, и дальнейшая переориентация покупательского спроса на вторичный рынок.

Уходя, уходи

Санкции, последовавшие в отношении России на фоне специальной военной операции на Украине, усилили основной тренд прошлого года – дефицит новых автомобилей.  И, несмотря на укрепление рубля, которое приостановило рост ценников в данном сегменте к лету, стоимость автомобилей останется достаточно высокой, а выбор покупателей - весьма ограниченным. Сегодня некоторые международные автоконцерны, например, General Motors, уже официально объявили об окончательном уходе из России. Часть покинули отечественный рынок, но не сожгли мосты окончательно. К примеру, французский автопроизводитель передал 68% в «АвтоВАЗе» в управление ФГУП «НАМИ» с опционом обратного выкупа в течение 6 лет, а 100% бывшего ЗАО «Рено Россия» (ранее «Автофрамос») в собственность Москвы. Последнее уже переименовано в АО «Московский автомобильный завод «Москвич», а представитель Минпромторга заявил, что концепция производства на заводе будет представлена в ближайшее время правительством Москвы совместно с «Камазом» При этом большинство зарубежных игроков сегодня только приостановили импорт и поставили на паузу производственные конвейеры в России. Прекратили ввоз своих машин Audi, Porsche, Jaguar Land Rover, Volvo, Toyota и др.  Не работают заводы Volkswagen Group Rus ( в Калужской области и Нижнем Новгороде), Mercedes-Benz (Подмосковье), BMW (Калининград), «Соллерс Форд» (Eлабуга). Российский завод Hyundai в Санкт-Петербурге не возобновит сборку автомобилей как минимум до конца июля. Завод «Mazda Соллерс» стоит из-за отсутствия нужных для производства компонентов. Nissan, возможно, не вернется к работе в течение года. Toyota не сможет возобновить производство кроссоверов Toyota RAV4 и седанов Toyota Camry в России на протяжении нескольких месяцев.
Время от времени чиновники делают заявления о том, что остановленные автомобильные конвейеры могут вернуться к работе. В частности, губернатор Московской области Андрей Воробьев сообщал, что «способы остаться» ищет Mercedes-Benz. Глава Калужской области Владислав Шапша заявил на ПМЭФ, что в ближайшее время некоторые работающие в регионе автопроизводители возобновят свою деятельность, не уточнив, о ком идет речь. Напомним, что на территории области расположены три автомобильных завода – «ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус», «ПСМА Рус» и «Вольво».

Параллельный импорт

На этом фоне ряд покупателей надеется на то, что в ближайшие месяцы будет отлажена схема параллельного импорта, которая расширит ассортимент представленных брендов и даст шанс на снижение остроты дефицита автомобилей, прекративших поставки в Россию. К примеру, позволит ввозить в страну попавшие под санкции автомобили стоимостью более 50 тыс. евро из ЕС, США и Великобритании.  Так ли это? Судя по данным регистраций, в Россию уже завозится довольно значимое по нынешним меркам (порядка двух тысяч единиц в апреле-мае) количество новых автомобилей, которые, правда, попали к нам стараниями частных лиц, а отнюдь не дистрибьюторов. С развитием данной схемы число таких машин будет расти и дальше. Но пока неясно, насколько дешевле будут автомобили через посредников из стран СНГ и будут ли поставки достаточными по объему, чтобы заместить ушедшие бренды. 
Если механизм будет отлажен, и авторитейлеры найдут средства на выкуп, таможню, транспортировку, а также на компенсацию неизбежных валютных рисков при конвертации, то наш рынок постепенно опять начнет наполняться новыми машинами зарубежных марок. В идеале в перспективе 4-5 месяцев это может привести к снижению нынешних заоблачных цен не только на премиальные, но и на массовые бренды.
Однако на другой чаше весов оказывается бизнес тех марок, включая российские, которые стремятся восстановить локальное производство автомобилей и наладить поставки. С увеличением количества новых «серых» машин они будут вынуждены снижать цены и работать с меньшей долей прибыли, что точно не улучшит их экономику.

Кто восполнит ассортимент?

Из-за отсутствия поставок от многих производителей дилеры продолжают работать в режиме максимальной экономии. И хотя у первой десятки игроков счет машин на складах еще исчисляется тысячами, складские остатки тают. Основная нагрузка по восполнению ассортимента, сузившегося на фоне санкций, ложится на российских и азиатских производителей. На сегодня в стране работают заводы УАЗ, АвтоВАЗ, Автотор и тульский завод китайского бренда Haval. Очередной запуск конвейеров АВТОВАЗ произошел в первую неделю июня. Автопроизводитель, подстраиваясь под дефицит комплектующих и нарушения привычных логистических цепочек поставок, переходит на производство упрощенных моделей. Недостающие импортные детали временно заменят «альтернативные» (неоригинальные). Проект соответствующего указа разрабатывается Минпромторгом. А производство электронных комплектующих планируется наладить на заводе Lada в Ижевске в ближайшие 2 года. В июне АвтоВАЗ обещает наладить выпуск Lada Granta без ABS и подушек безопасности. Продукцию корейских производителей саратовские автолюбители также хорошо знают, да и четверть российского рынка корейские бренды скорее всего захотят сохранить. Несмотря на то, что завод Hyundai под Санкт-Петербургом продолжает простаивать (то есть поставок Kia Rio, Hyundai Solaris и Hyundai Creta отечественной сборки дилеры скорее всего не увидят), ситуация может быть чуть лучше по корейским моделям, которые прежде активно собирались в Калининграде. С одной стороны, у «Автотора» практически закончились сборочные компоненты, с другой – есть вариант начала прямых поставок таких машин из Южной Кореи. Что касается китайских автомобилей, их доля рынка достигла по итогам мая 17% по сравнению с 10% в начале года. 

Спрос перешел к автомобилям с пробегом

Пока решается вопрос, кто же восполнит ассортимент ушедших марок на рынке новых автомобилей, отсутствие выбора, все еще высокие ценники в этом сегменте и падение реальных доходов населения усиливают дальнейшую переориентацию покупательского спроса на вторичный рынок, где сегодня и автомобили в наличии, и ценники адекватнее. Если цены на новые машины за январь-май 2022 года увеличились на 20-70% ( при этом в мае рост цен остановился и даже начал падение на фоне замершего покупательского спроса), то стоимость многих подержанных машин к лету вернулась на уровень начала года. На этом фоне уже сейчас соотношение новых и подержанных машин составило 1 к 5 по сравнению с 1 к 3 как в конце прошлого года.