Управление Владимира Мухина покровительствует тайному застройщику. Кто втыкает новый дом в исторический центр Саратова

В историческом центре Саратова пытаются воткнуть еще одну новостройку. Практически все замечания, поступившие в ходе общественного обсуждения заключения государственной историко-охранной экспертизы (ГИКЭ), областным управлением по охране памятников не приняты. Строительство планируется на крохотном пятачке между улицами Советской и Сакко и Ванцетти, на задворках Крестьянского банка по Советской, 44. Перспектива жить рядом со стройкой очень не понравилась соседям, жильцам многоэтажного дома: новое здание лишит его парковки. Но ни откровенно тесная территория, ни соседство с памятниками культуры не помешало чиновникам одобрить стройку. Вместо стоянки должен появиться еще один жилой дом, в 6 этажей и всего на 10 больших квартир. На днях на сайте правительства Саратовской области появилась сводка предложений, поступивших в ходе общественного обсуждения заключения историко-культурной экспертизы по поводу проекта сохранения соседнего памятника культуры, Дома немецкой общины по Советской, 46 за зданием лицея. Вкратце документ сводится к следующему: дом будет построен, старинным зданиям по соседству он повредить не должен, а за благополучие жильцов стоящей рядом 17-этажки областное управление по охране памятников ответственности не несет.

Впервые о застройке заговорили в 2021 году, тогда на сайте облправительства был вынесена на обсуждение проектная документация и объявлен сбор предложений по поводу обеспечения сохранности другого здания-памятника - бывшего Крестьянского банка на Советской, 44, где сейчас заседает Октябрьский районный суд.

Проект по обеспечению сохранности расположенного рядом исторического здания, Дома немецкой общины по Советской, 46, разрабатывало ООО «Проектно-экспертное бюро «Раритет». Заказчиком работ тогда назывался ЖСК «Заря». При этом в приложенной документации был приведен план дома, разработанный другим проектировщиком, ООО «Проектно-строительная компания». Заказчиком же значилось физлицо, некто Осипова О.А. Тогда же стали известны параметры застройки - на клочке земли в 384 кв.метра должен вырасти дом в 6 этажей, на 10 квартир и с подземным паркингом. 

ЖСК «Заря» руководила Марина Панкратова, за ней числилась целая группа кооперативов в Заводском районе, связанных с давно обанкротившейся строительной компанией ЗАО "УМ-24". Сам кооператив прекратил существование в мае 2021 года. «Раритет» и «Проектно-строительная компания» существуют до сих пор, это архитектурные фирмы, первая принадлежит Борису Куликову, вторая - Александру Кочармину.  С тех пор вокруг дома не утихают споры. Жильцы соседней многоэтажки категорически возражают против застройки. Как писало в начале октября этого года ИА «Версия-Саратов», комитет по архитектуре города заявил, что строительство на этом участке современными градостроительными нормами не допускается. Известно, что разрешения на ведение работ минстрой, в ведении которого теперь находятся такие документы, не выдавал.
Однако, материалы обсуждений ясно говорят о том, что стройку кто-то очень старательно лоббирует. А областное управление по охране памятников аккуратно устранилось от всех споров. Согласно опубликованным 20 октября материалам обсуждений, первоначально предусматривалось застройщик будет возводить шпунтовое ограждение с заглублением шпунта на 6,2 метра в грунт. Это должно было обеспечить уменьшение зоны влияния работ на существующую застройку. Но потом от этих технических решений почему-то отказались, как и от восстановление отмостки вдоль северного и западного фасадов дома по Советской, 46. Управление по охране памятников, разбиравшее эти коррективы, восприняло отказ от таких мер совершенно спокойно, заметив, что оценка технических решений по уменьшению зоны влияния строительства на существующие здания к полномочиям управления не относится, как и вообще никакие оценки инженерных мероприятий.
Ведомство Владимира Мухина отклонило и возражения против самого факта строительства рядом с памятником, заявив, что нет де обоснований мнения, что работы ему повредят. Аналогичным образом отклонены все замечания. Отсутствует схема доставки стройматериалов, которые тяжелая техника будет возить на площадку, и нет графика проездов этой техники - ничего страшного, все в норме. В обсуждаемом акте ГИКЭ сделаны выводы о том, что работа этой техники на дом не повлияет - значит не повлияет. Въезжать через дом по Чапаева, 54А помешает высота арки - замечание не принимается, оценка этого раздела документации к полномочиям управления по охране памятников не относится. Одним словом, оценивать какие бы то ни было инженерные решения управление по охране памятников полномочий не имеет, значит все замечания можно отмести. Что же касается многоэтажного дома по Сакко и Ванцетти 59, то он памятником культуры не является, значит управление вообще не должно заботить, что думают о стройке его жильцы. Сводка предложений по другому аналогичному документу, акту ГИКЭ, касающемуся мероприятий по сохранению здания Крестьянского банка, также обнародованная 20 октября, еще короче. Обоснований того, что стройка повредит старинному зданию не предъявлено, значит - замечания не принимаются. Ситуация с домом в центре Саратова отчасти напоминает нынешнюю стройку в районе горпарка, которую на глазах у надзорных органов ведет ООО «СЗ Юнист Групп», вывесившее на рендере номер разрешения на строительство, не имеющий отношения ни к началу работ, ни к самой фирме. Работы идут при полном равнодушии чиновников, которые предпочитают не замечать подобной самодеятельности, пока застройщик забивает сваи.