Заплатил налоги, но спокойно не спишь. Путина просят защитить бизнес от силовиков, саратовский облдеп говорит об опасностях предпринимательства

Встреча президента РФ Владимира Путина с представителями общественной организации «Деловая России» состоялась 3 февраля. Главу государства просят защитить бизнес от необоснованных уголовных преследований. Заниматься бизнесом становится очень опасно. Повесткой дня встречи стали вопросы повышения инвестиционной активности бизнеса, снижение административного давления и избыточного контроля предпринимательской деятельности. Одним из наиболее острых вопросов, поднятых на встрече представителей бизнес-сообщества с главой государства стал вопрос начисления предприятиям недоимок по налогам прошлых лет, который нередко переходит в уголовную плоскость. Тему подняла глава экспертного центра по уголовно-правовой политике «Деловой России» Екатерина Авдеева. Она отметила что в ряде случаев силовое давление на бизнес приводит к ликвидации компаний, при этом сотни человек теряют работу. При этом возбужденных правоохранителями уголовных дел о неуплате налогов, подчеркнула Екатерина Авдеева, до суда доходит только около 10%. Есть примеры, когда уголовные дела по налоговым составам заводились уже после того, как компания полностью погасила недоимку. Дело в конечном итоге закрывают, но следственные действия с выемкой документов не проходят для компании бесследно.
- Уголовные риски не мотивируют налогоплательщика к скорейшей оплате, а гарантия невозбуждения была бы стимулом для оплаты даже в случае несогласия с решением налогового органа, так как потом можно доказывать свою позицию в арбитражном суде. Предприниматель понимает, что ему необходимы ресурсы для защиты в уголовном процессе, а налоговую недоимку можно оплатить позднее. В результате это негативно сказывается на бюджете, на бизнесе, на коллективе, - отметила она.
Для решения проблемы «Деловая Россия» предлагает внести коррективы в статью 24 и 144 УПК РФ, предусмотрев основания для вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в случае полного погашения выставленной налоговыми органами недоимки. Другая проблема кроется в сроках давности привлечения к уголовной ответственности за неуплату налогов. Он составляет сейчас 10 лет, в то время как срок хранения бухгалтерской документации законом установлен в размере 6 лет. Так что доказать свою невиновность предпринимателю бывает просто нечем. Сейчас ФНС видит нарушения в режиме реального времени, напомнила Екатерина Авдеева, так не будет ли 10-летий срок давности избыточным. Президент с доводами согласился.
- Если задолженность погашена, то какой смысл возбуждать уголовное дело и преследовать людей, создавая проблемы на производстве, которые касаются конкретного, может быть, действительно нарушителя и трудового коллектива? - отметил он.
Срок хранения документов и срок давности уголовных дел, подчеркнул Владимир Путин, должны быть согласованы. И разумеется, необходимо сохранить возможность обеим сторонам, и налоговым органам, и компании решить разногласия по сумме начислений в рамках арбитражного производства. Если силовое давление на бизнес не ослабнет, опасается глава саратовского завода ПАО «СЭЗ имени Орджоникидзе», депутат областной думы Дмитрий Ханенко, предпринимательство в России может просто исчезнуть. Глава оборонного предприятия отметил, что сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, глава государства просит уполномоченные органы и бизнес-сообщество вести мониторинг положения предпринимателей в стране, предлагать решения по их поддержке, с другой — отношение к предпринимателям на местах до сих пор бывает предвзятым.
- Бизнес формирует доходную часть нашего бюджета. Это тот фундамент, на котором строится все наше государственное устройство. Но тем не менее, у нас существует некий образ, что предприниматель - это жулик, мошенник, который каким-то образом получил активы и просто грабит государство и своих сотрудников в целях личного обогащения. Причины как раз кроются в этом. С одной стороны президент нам назначает приоритеты, с другой практическая реализация расходится с реальными задачами, - считает Дмитрий Ханенко.
Отношение к бизнесу, уверен он, надо менять. Иначе предпринимательская деятельность рискует сойти на нет. Среди молодежи, поделился своими наблюдениями Дмитрий Ханенко, идеи открыть свой бизнес стремительно теряют популярность. Молодые люди видят, что разориться бизнесмену проще, чем получить доход, кроме того, можно лишиться не только денег, но и свободы. - Сегодня заниматься бизнесом, надо признать, очень опасно, - заключил Дмитрий Ханенко. -Или мы изменим это отношение, или мы изничтожим как класс людей, которые рискуя своим имуществом, деньгами и зачастую свободой пытаются изменить мир к лучшему. Они являются двигателями научно-технического прогресса, создают новые материалы, реализуют проекты. Либо им дадут возможность реализоваться в рамках того правового поля, которое отведено, либо они просто исчезнут. Зарегулировать бизнес, который по сути является деятельностью во многом творческой, настолько, чтобы он существовал только в рамках массы регламентов и предписаний, нельзя. Или у бизнеса будет свобода в рамках существующего законодательства, либо он просто исчезнет. Так что разногласия между предпринимателями и ФНС, уверен эксперт, должны разбираться в рамках гражданского судопроизводства, а не уходить в уголовную плоскость.
- Декриминализация предпринимательской деятельности - это насущная необходимость. Многие государства уже это сделали. Пока в этой сфере не будет наведен порядок, пока не будет цивилизованных взаимоотношений, это так и будет продолжаться, - подчеркнул он.