«Саратовские авиалинии» проиграли в кассации иск к областному КУИ по земельным участкам старого аэропорта

Нашумевшая тяжба закончилась новым проигрышем бывшей авиакомпании. Вначале судьба благоволила «Саратовским авиалиниям», подконтрольным Аркадию Евстафьеву: в декабре 2020 года авиакомпания выиграла иск у комитета по управлению имуществом области, который отказался согласовать и утвердить схему расположения земельных участков. В иске фигурировал земельный участок с кадастровым номером 64:48:000000:142, это территория самого аэропорта Саратов — Центральный, теперь уже закрытого. Площадь его составляет 221,9 га, кадастровая стоимость по результатам оценки, выполненной в 2019 году, — 1,42 млрд рублей. Объекты недвижимости, которые тоже указаны в иске числом 44, - это постройки, ангары и здания.
Земля, фигурирующая в суде, принадлежит Саратовской области. «Саратовские авиалинии» выступают ее арендатором, договор аренды на 25-летний срок действует, его никто не расторгал. Все вновь образованные участки, схему которых КУИ отказался утверждать, сохраняли те же условия аренды, что были предусмотрены договором, и предоставлялись без торгов. Причем «Саратовские авиалинии» до сих пор платят арендную плату и несут расходы на содержание земли.
Чиновники с самого начал заподозрили компанию в далеко идущих планах: истец хочет не просто оформить участки под объектами, затем он пожелает заключить и договоры аренды на каждый клочок, а дальше получит право выкупа земли под своими зданиями. Причем заплатить в случае удовлетворения судом иска, компания должна будет всего лишь 15% от кадастровой стоимости участков. Однако отказывая арендатору, чиновники ничем не подкрепили свой довод о том, что площадь образуемых земельных участков несоразмерна площади, необходимой для эксплуатации зданий, на ней расположенных. При этом комитет не исследовал и даже не указал сами объекты недвижимости. На фоне массового «раскулачивания» землевладельцев победа опальных авиаторов выглядела просто вызывающе. В перспективе «Саратовские авиалинии» могли откроить себе минимум треть от прекрасного массива в 222 га. К тому же территория бывшего аэропорта была выставлена на международный конкурс архитектурных проектов, который был объявлен корпорацией ДОМ.РФ совместно с КБ «Стрелка».
Более 20 участников, в том числе иностранные архитекторы, боролись за право разработать архитектурно-градостроительную концепцию комплексного развития ряда территорий, среди которых был и массив, занятый ныне не действующим аэропортом.
Естественно, чем больше пафоса, тем перспективнее торги тем лоскутным одеялом, которое могло бы попасть в руки Аркадия Евстафьева. Но – не срослось. ОблКУИ, естественно, подал жалобу в 12 ААС, к ее сочинению, по нашим сведениям, были привлечены прокурорские силы. В конце марта стало известно, что 12 ААС принял сторону чиновников. Суд указал, что даже при наличии у собственника здания исключительного права на приобретение участка в собственность или в аренду, нужно подтвердить размер участка, необходимый для размещения объектов недвижимости и их использования. Такие документы должны быть представлены властям вместе с заявлением.
АО «Саратовские авиалинии» не обосновало площадь образуемых земельных участков, хотя и не соглашалось с отказными распоряжениями комитета, где было указано на несоразмерность между площадью земли и территории, необходимой для эксплуатации зданий.
Заявитель не доказал и необходимость образования одного земельного участка для размещения в его границах нескольких объектов недвижимости, как не доказал и невозможность образования земельного участка под каждый объект. При этом площадь зданий составляет всего от 1,5 % до 30% от площади образуемых земельных участков. Авиакомпания с этим не согласилась и обратилась в кассацию, но, как стало известно, - проиграла. Как постановила судейская тройка в Казани со ссылкой на нормативы земельного законодательства и правовые позиции судов, участок, занятый объектом недвижимости, должен быть таким, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования. Но предоставление участка, который входит в публичную собственность, размером, превышающим необходимый в указанных целях, не допускается. АО «Саратовские авиалинии», обращаясь в ОблКУИ, не представили обоснование соразмерности  площади земельных участков, образуемых в результате раздела массива, площади земель, занятых строениями, и площади, необходимой для использования этих объектов.
Но при этом кассационная коллегия подчеркнула, что отказ чиновников не закрывает авиаторам дорогу в комитет, нужно лишь подать новое заявление с надлежащим обоснованием.
Собственно, даже если господин Евстафьев радикально уменьшит аппетиты, его нарезка все равно станет большой помехой для концепций светлого будущего, которые нарисуют победители архитектурного конкурса. Так что есть смысл ожидать нового обращения авиаторов в областной КУИ. Ну, или в качестве превентивной меры, - государственники могут отправиться в очередной поход за справедливостью. Можно ведь изучить приватизацию объектов советского аэропорта и найти какой-то поворот, который позволит поставить под сомнение историю, случившуюся в далеком 1994 году. АООТ «Саратовские авиалинии» образовалось в 1994 году с уставным капиталом в 50906 рублей, который был поделен на акции номиналом в 1 рубль. Государству в АООТ принадлежал 51%, причем авиаотряд и аэропорт были в одном АООТ. Госпакет в 2011 году Ростех передал «Аэрофлоту», а тот через компанию «Аэрофлот-финанс», отправил его в собственность ряда офшоров, которые оказались не чужды известному Аркадию Евстафьеву. В СМИ утверждалось, что цена вопроса якобы составила 290 миллионов рублей. В общем, борцам за справедливость есть где развернуться…
Справка «БВ». АО «Саратовские авиалинии» были лишены сертификата эксплуатанта 31 мая 2018 года. С этого момента компания занималась только обслуживанием вылетов самолетов других перевозчиков до тех пор, пока не ввели в строй новый аэропорт Гагарин. Эта деятельность без выполнения полетов несла компании значительные убытки, тем более, что добиться разрешения поднять тарифы на аэропортовую деятельность ей так и не позволили.