- Для меня этот конкурс стал возможностью больше узнать о состоянии музыкального искусства в России, увидеть это своими глазами. Я себя здесь чувствую совершенно как дома. Я заметил, что для тех, кто участвуют в конкурсе, создана доброжелательная среда. Ребята очень хорошо подготовлены, - поделился он впечатлениями с саратовской прессой. - Я расскажу, что это спрятанный рай на земле, чтобы американские музыканты к вам приехали и убедились своими глазами.Примечательным был и состав жюри, в который вошли не только виолончелисты. Так, музыкант и педагог из Нидерландов Яков Богаарт — пианист, а гость из-за океана Жан Монтес — дирижер. Как пояснил первый вице-президент Международного союза музыкальных деятелей Сергей Усанов, в таком составе жюри был определенный эксперимент. Теперь молодых исполнителей можно было оценивать не только с точки зрения мастерства, но и понять, например, как они чувствуют ансамбль, как взаимодействуют со слушателями. Высокую оценку конкурсу и его участникам дал Христофор Мирошников, в жюри он представлял сразу две страны — и Россию, и Грецию. Музыкант отметил, что он «поражен акустикой саратовской филармонии», да и сам город, которого он раньше не видел. Вызывает очень теплые чувства, «небольшой, но уютный и добрый». Все члены жюри высоко оценили профессиональный уровень участников конкурса, их технику исполнения. Для виолончелистов нет каких-то сверхсложных произведений, по которым можно судить об уровне мастерства. Большую роль играет техника исполнения сама по себе. У студентов даже существует поговорка «Страшнее гаммы зверя нет», так как можно замечательно играть многие произведения, а потом споткнуться на простом техническом задании. Что же касается инструментов в руках современных музыкантов, то лучшие из них делаются мастерами в индивидуальном порядке под конкретного исполнителя и по старинным чертежам. - И в России, и за рубежом - в Германии, во Франции есть очень хорошие мастера. Двое моих учеников играют на современных инструментах немецкого мастера, который сделал их специально для них по лекалу Доменико Монтаньяна, даже специальный лак составил. Но виолончель без музыканта сама не играет, - отметил в беседе с корреспондентом «БВ» доцент Московской консерватории Кирилл Родин. Нынешний конкурс виолончелистов побил рекорды по участникам: на него прибыли 52 молодых музыканта из России, Белоруссии, Украины, Китая, Казахстана, Франции, Венгрии, Южной Кореи и Турции. Предыдущий конкурс собрал в Саратове 36 участников. Бесспорным лидером по числу наград стал Китай. В младшей группе исполнителей китайские музыканты заняли все 3 призовых места, кроме того, 13-летний Ван Гуаньсин получил диплом. Первое место в младшей возрастной группе исполнителей поделили Арсений Ставицкий из Украины и китайская исполнительница Намиса Сан. Арсению Ставицкому 17 лет, он студент Харьковского национального университета искусств имени Котляревского, лауреат многих международных конкурсов. 16-летняя Намиса Сан, начавшая заниматься виолончелью в 5 лет, также неоднократно получала награды на конкурсах, — в 2015 году она получила I премию XII Международного московского конкурса, а год спустя — I премию Конкурса виртуозов в Зальцбурге. Самой юной исполнительницей, принявшей участие в гала-концерте, стала 11-летняя Чжен Си, которая заняла 3 место и получила бронзовую медаль. Первое место в старшей возрастной группе получил студент Российской академии музыки имени Гнесиных Давид Ежов. Серебряная медаль досталась Камилю Мухаметдинову из Казани, третье место разделили молодой исполнитель из Казахстана Алдангор Раббани и белорусский музыкант Михаил Махнач. Дипломы конкурса в старшей возрастной группе получили Михаил Родионов из Саратова и Никита Корзухин и Илья Измайлов из Петербурга. На фото: выступают победители младшей возрастной группы