Философия шоколада: как в Саратове зарабатывают на производстве сладостей из сверхредких какао-бобов

В Саратове при всем обилии вкусных кондитерских и одной конфетной фабрики есть совершенно уникальное производство сладостей. Его главный герой - шоколад. Но не простой, а из редкого - всего 5% - сорта какао-бобов. Владельцы компании создали из работы с ним целую философию, рассказывая и об архитектуре вкусов, и о правильной его дегустации.

Что производят

Речь идет шоколаде, продающемся под брендом "Verhoff". Он берет свое начало в 2005 году, когда "несколько увлеченных людей, объединились в команду с общей идеей — производство идеального, с точки зрения вкусовых свойств и пользы для здоровья, шоколада".  Последующие восемь лет ценители шоколада досконально исследовали все тонкости и нюансы его производства. Придя в итоге к выводу об изготовлении шоколада исключительно из благородных сортов какао-бобов категории Фино де Арома.  Категорийность присваивает международная ассоциация какао (ICCO), а из бобов Фино де Арома получается шоколад с цветочными, фруктовыми, ванильными, ореховыми и солодовыми нотками.  На долю такого какао приходится по разным оценкам от 5 до 8% мирового производства какао-бобов. Львиную их долю - 76% - выращивают в Колумбии, остальную - в Эквадоре, Венесуэле и Перу. Судя по сайту саратовской компании, в их распоряжении есть какао-бобы из всех перечисленных регионов. Речь идет о сортах CRIOLLO и TRINITARIO, шоколад из которых сложной ароматической гаммой и большим количеством вкусовых граней и оттенков. Определившись с сырьем, саратовские производители в 2013 году разработали и построили собственный ростер для обжарки какао-бобов, попутно изучая и тонкости обжарки.
Измельчать бобы решили по технологии XIX века - она способствовала "идеальному развитию вкусоароматических характеристик" благородных бобов. И годом позже на производстве появилась старинная мельница из Германии. Ее вес пять тонн, жернова сделаны из особо прочного гранита, каждый - весом более тонны. После реставрации мельницу запустили в работу. 
Следующий год производитель посвятил разработке первой коллекции шоколадных изделий, одновременно запустив их в продажу.  Здесь подчеркивают, что используемые технологии позволяют сделать шоколад, который кардинально отличается от "промышленного" шоколада из масс-маркета. Еще и потому, что кроме искусственных стабилизаторов, эмульгаторов, ароматизирующих  добавок и красителей используются ординарные сорта какао, "которые имеют низкую себестоимость и бедную вкусовую палитру".  Как заявляют в Verhof, их производство соответствует технологии XIX века - с ручным отбором плодов какао, деликатной обжаркой и измельчением жерновами в течение трех суток.
В шоколад добавляются тростниковый сахар и фрукты. И пусть старинные технологии более энергоемкие и дорогие, в компании уверены, что вкус шоколада это оправдывает.   
Объем выпускаемой продукции определяется урожайностью плантаций ароматических сортов какао-бобов. В основном, это небольшие лимитированные партии. Кроме шоколада компания экспериментирует и в других направлениях. Так, прошлым летом бренд в коллаборации с Никитой Подерягиным, шеф-поваром и обладателем звезды Michelin, создал три рецепта джелато. Попробовать его можно было только в фирменном магазине в Саратове. А нынешний январь ознаменовался для бренда открытием магазина в центре Москвы. Как и в Саратове, здесь можно купить полную коллекцию авторского темного шоколада, конфеты ручной работы, драже, туррон, пасты, батончики, материки.  Погоня за идеалом сказывается на цене продукции. Плитка шоколада стоит больше 800 рублей - это на порядок дороже товара в сетевых магазинах, не дешевы и остальные сладости.  

Кто производит

Заявка на регистрацию бренда "Верхофф" была подана еще в 2006 году, через два года она была одобрена сроком на 10 лет, затем пролонгировалась. Заявителем выступило саратовское ООО "Франчайзинговые системы", занимающееся рекламной деятельность. Выручка его за все это время не превышала 520 тыс. рублей.  Единственный учредитель ООО - Ваха Турпалов. На него же в 2014-м году было зарегистрировано ООО "Верхофф" с основным видом деятельности производство какао, шоколада и сахаристых кондитерских изделий. Причем сначала его юрадресом была Москва, а с 2019 года стал саратовский поселок Сосенки. Все это время выручка компании планомерно росла, достигнув в 2021 году 8,9 млн рублей (рост на 104%). Неожиданным можно считать присутствие г-на Турпалова в составе учредителей (5%) энгельсского ООО "Областной центр услуг и информации". Основной вид деятельности - техосмотр транспортных средств. Выручка - 4,6 млн рублей за 2021 год, убыток - 1,1 млн рублей.  Компанию здесь ему составляет Руслан Турпалов (5%), саратовец Александр Дубинин (5%), а также москвичи Адам Дадаев и Адлан Магомадов. У последнего - 80% доли в компании. 
В Саратове фамилия Вахи Турпалова звучала в 2007-м году. Он комментировал приговор убийцам его бизнес-партнера и издателя газеты "Карьера" Леонида Эткинда. 
Вместе с Евгенией Эткинд он до 2008 года состоял в учредителях ООО "Теле-мобиль", предоставлявшего авто для размещения рекламы - на него крепился экран и колонки. Ъ сообщал, что совместно бизнесмены также владели картинг-клубом.  Еще один связанный с нестандартной рекламой бизнес г-н Турпалов запустил в 2007 году, придумав с помощью доработанных под погоду медиапроекторов проецировать картинки и рекламные ролики на стены и здания. 
Компания и медианоситель были названы SPRAY-TV, тогда же на уже упомянутое ООО "Франчайзинговые системы" был зарегистрирован и товарный знак - аббревиатуру от английского «street promotion ray television» («уличное проекционное телевидение для продвижения»). Основой бизнес-модели стала франшиза, продаваемая за 5–6 тысяч евро. Ее купили предприниматели из 11 крупных городов России, а также Армении, Казахстана и Украины.