Глава саратовского завода СЭЗ Дмитрий Ханенко - на чем взлетит российская экономика и почему не стоит во всем уповать на Китай

Генеральный директор ПАО "Саратовский электроприборостроительный завод имени Серго Орджоникидзе" Дмитрий Ханенко в интервью ИА «СарБК» размышляет о технологическом суверенитете России. Стране задан курс на технологический суверенитет. В этом, уверен глава предприятия, путь к независимости на международной арене. По ключевым направлениям и критическим технологиям РФ должна обеспечивать себя сама. Но что это значит? Железного занавеса не будет Без сомнения, не полную закрытость страны от соседей и не 100% замещения всех технологий. Возврат к железному занавесу невозможен да и не нужен. Глобальная экономика претерпевает изменения, но все равно никуда не делась. Информация течет без преград, значит, уверен Дмитрий Ханенко, и товар все равно будет просачиваться.
- Все создать невозможно. Наверное, во многих вещах мы отстали, и, если начнем сегодня этим заниматься, то потратим ровно столько времени и денег, сколько наши бывшие партнеры. Этого делать не надо, но надо обеспечить устойчивое существование, чтобы экономика двигалась, генерировала добавочную стоимость, налоги, которые в свою очередь пойдут на обеспечение технологического суверенитета, - подчеркивает он.
На начальном этапе, отмечает глава СЭЗ, когда страна оказалась под прессом новых санкций, была определенная паника, казалось, что потребуется свое абсолютно все - от средств производства до конечного продукта. Но потом волна напряженности улеглась и наметились приоритеты. Один из них - авиация. Эта тема Дмитрию Ханенко особенно близка, ведь завод СЭЗ выпускает авионику. Воздушный транспорт, подчеркивает он, стране такого размера как Россия, с ее сложными ландшафтами и большим количеством часовых поясов, крайне необходим. - Авиационная техника, в какой-то момент, перестала выпускаться в нашей стране, мы говорили, что идем в глобальную экономику, участвуем во всевозможных международных проектах с высокой кооперацией - двигатель английский, авионика итальянская или французская, а фюзеляж российский, потому что у нас есть алюминий. Но не сработало. Сегодня технологический суверенитет нужно воссоздавать в этой критической отрасли и тратить на него и время, и деньги, - отмечает глава завода имени Орджоникидзе. При создании современных самолетов на первом месте будут экономичность и безопасность, размышляет Дмитрий Ханенко. А за безопасность отвечает оснащение электроникой. Собственные разработки по бортовой авионики в стране есть, но вот электронной элементной компонентной базы для них не хватает.
- Мы уперлись в то, что надо восстанавливать еще одну критическую отрасль — отрасль микроэлектроники. В свое время она у нас просто перестала существовать. И вот только сегодня мы начали решать задачи по проектированию тех чипов, процессоров, элементов памяти, которые являются компонентами. А дальше нужно создавать материалы для них, это отрасль у нас тоже отсутствует. Это кремниевые подложки, на которых воссоздаются эти чипы, и, впоследствии, облекаются в корпуса. Будет ли она создана одномоментно? Нет, потому что для воссоздания электронной промышленности требуется оборудование, которое в России не производится. К его проектированию, разработке, созданию сегодня только приступили, - пояснил гендиректор СЭЗ.
На то, чтобы решить эту задачу, по расчетам Дмитрия Ханенко, уйдет лет 10. Но к этому моменту будет только воссоздана сама электронная промышленность для критических технологий. Не менее значимая, чем авиация, сфера, в которой необходимы отечественные технологии, это космос. Российские спутники должны надежно обеспечивать и гражданские, и военные нужды, а значит эта отрасль должна быть автономной и независимой. На одном Китае далеко не уедешь На фоне разрыва связей с западным поставщиками набирает обороты сотрудничество РФ и Китая. Но и здесь есть свои подводные камни. Китайские производители при огромной господдержке и возможностях для демпинга становятся конкурентами российских предприятий, соперничать же с ними очень сложно. Логичнее - брать пример в том, что касается развития бизнеса с помощью государства. Хотя полностью скопировать опыт Китая не выйдет. Да и всех комплектующих там не купить, на это рассчитывать тоже нельзя.
- Китай - это одна из стран, которые хоть и оглядывается, просчитывает, примеряя на себя последствия взаимоотношений в Россией, но эти взаимоотношения пока только расширяются. Товарооборот растет и так далее. Но дело в том, что в свое время наша технологическая политика была основана на передовых достижениях научно-технического прогресса, которые лежали даже выше достижений китайских. Например, электронно-компонентная база, применяемая в авиационной технике, особенно, в гражданской авиации, настолько была передовая, что в Китае ее ещё не производили, - напоминает Дмитрий Ханенко.
Для достижения технологического суверенитета, отмечает гендиректор СЭЗ, придется решать много задач. Одна из ключевых - это подготовка кадров, а такую работу нужно вести еще со школы. В системе же школьного образования ошибок масса, включая тот же ЕГЭ, который ученики предпочитают сдавать по гуманитарным наукам просто потому, что по ним проще заработать высокий балл. У молодежи нет ориентиров, работа на производстве не имеет у нее большой популярности, профориентацией надо заниматься, будущих специалистов воспитывать с детства. «Не может федеральное министерство образования жить в отрыве от задачи обеспечения технологического суверенитета». Решать предстоит многое, заключает глава стратегического предприятия. До сих пор мало кто думал мерками глобальной экономики и глобальных политических процессов. Но жизнь распорядилась иначе.
- Жизнь нас заставила в эти вещи погрузиться и каждый, кто мыслит, пытается все это через себя пропустить и осознать, безусловно тревожится за будущее. Но давайте жить, работать, искать мелкие радости, помогать друг другу. И совместно с государством, решать поставленные задачи. Я, например, увидел возможность какой-то самореализации. То, о чем мы так долго говорили и мечтали, вдруг мне директивно предписывают. Я даже немного удивлен, даже не верится немного. Но это значит, что наши ожидания совпадают с теми трендами, которые сегодня определяют первые лица государства, - заключает он.