И тут со дна постучали: выжить и наладить импортозамещение саратовской экономике помогут Бразилия, низкие налоги и доступные кредиты

Глава саратовского отделения «Партии Дела» Олег Комаров продолжает рассуждать о российской и саратовской экономике в условиях спецоперации и санкций. Он считает, что «экономическая война поможет стране обновиться, очиститься, решить застарелые проблемы развития». Но для этого придется начать работать. - Истекшие полгода показывают, что скорее всего, экономическая война, объявленная нам США и Европой, нас не разрушит. Она, наоборот, поможет стране обновиться, очиститься, решить застарелые проблемы развития. Когда понимаешь, что санкции – это не «пугалка», а это пришло надолго, если не насовсем при жизни нынешних поколений, то становится слегка не по себе. А как мы будем жить и выживать при международной изоляции не год-два, а, скажем, навсегда? Это ж надо подниматься с дивана! Это ж надо не на время, не подстраиваясь под конъюнктуру, скрепя сердце, а мудро, терпеливо и целенаправленно менять весь хозяйственный уклад, все цепочки взаимодействий в экономической и даже социальной ткани государства, каждого отдельного предприятия, - говорит политик и предприниматель.  Он констатирует, что вал нерешенных проблем в различных отраслях, в том числе практически полная зависимость от импорта, до сих пор только накапливался и нужна была только спичка, чтобы он вспыхнул. Экс-депутат считает,  что умные люди и во власти, и в бизнесе давно понимают, что эта санкционная битва необходима нам, как горький, но целебный урок и сложившегося положения дел в России допускать больше нельзя.
- Понимают и тот факт, что у нас достаточно сил и средств, чтобы обеспечивать себя всем необходимым, просто надо быстро научиться это делать, резко уменьшив коррупцию и воровство, проведя мудрую кадровую реформу в управлении. Мне кажется, что при санкционном режиме, который надолго, если не навсегда, у нас нет иного выхода,  - отмечает Олег Комаров. 
Он уточняет, что дефицит российского бюджета составляет более 900 млрд рублей, а ряд экспертов считают, что экономика РФ замедляется быстрее, чем об этом сообщает Росстат. Центробанк РФ же предполагает, что санкции сохранятся до 2025 года. Политик же предлагает в условиях недружественной мировой экономики опираться исключительно на себя. - Предстоит исключительно опираться на себя и свои возможности, на свой внутренний стержень. Оптимисты говорят так: необходимо усиливать наш потенциал и убирать всё то, что мешает это делать. Россия единственная страна в мире, которая имеет все необходимые ресурсы для создания полного цикла производства любого товара в рамках своей территории, - говорит г-н Комаров. Но при этом не теряет надежду на то, что «западные лидеры опомнятся»: по его версии, «в их последних речах сквозит все больше неуверенности в себе». Он приводит слова немецкого канцлера Шольца, назвавшего антироссийские санкции «самыми жесткими, которые когда-либо вводились против страны такого масштаба». И обращает внимание на уточнение о том, что страны должны быть в состоянии «переварить» введенные ими самими ограничения. Не исключено, предполагает Олег Комаров, что «они сами боятся, что замахнулись слишком сильно – по себе бы не ударить и, возможно, дадут задний ход».
Бизнесмен предлагает отделять реальные санкции от пропагандистских, говоря, что экспорт из стран Евросоюза в Россию к июлю вырос на 18% по сравнению с маем 2022 год, а общая сумма поставок составила 4,45 миллиарда евро против 3,78 миллиарда в мае. Крупнейшим поставщиками при этом стали Германия и Италия, а несмотря на обострившиеся отношения со странами Прибалтики, экспорт оттуда вырос на 34%.
- Так что, паниковать пока рано, но и расслабляться нам, конечно, не следует. Тем более, что ЦБ России улучшил свой прогноз по инфляции и ожидает, роста цен в конце года на уровне 12-15% (по предыдущему прогнозу инфляция должна была составлять 14-17%). Не очень хорошо, но терпимо, годами так жили еще совсем недавно, - считает Олег Комаров. При этом он выражает надежду на то, что экономику России не вынудят переходить «на военные рельсы». Обращая внимание на прогноз аналитиков Центробанка: по их версии российская экономика весь 2023-й год будет сокращаться, но к 2025 году вернется к потенциальным темпам роста в 1,5-2,5%. Но будет ли так дальше, после 2025-го года? Не затянут ли экономическую удавку нам в итоге так туго, что мы не сможем дышать? И сколько времени Россия сможет продавать нефть с дисконтом в Азию? Ведь у нас нефть выходит довольно дорогая по себестоимости, и может случиться так, что экспорт подешевевшей российской нефти, да ещё с дисконтом, окажется совсем уж не рентабельным. Что нам тогда делать с основными доходами бюджета, который и так «на грани»? - задается вопросами политик. 
Он напомнил, что в Саратовской области под санкции попали 19 крупных предприятий, а по стране их в разы больше. При этом собираемость налогов падает, как и доходы населения и нефтегазовые доходы. Доходы бюджета по сравнению с июлем 2021-го года сократились на 26% (на 1,7 трлн рублей), а осенью россиян ждет новый рост цен на продукты питания. Ассортимент продовольственных товаров при этом уже сократился на 10%, а непродовольственных – больше, чем на 20%, что явно не предел.
- И вот что интересно и важно: серьезные исследователи рынков утверждают, что в основном продукты дорожают из-за трат на газ, электричество, воду и логистическую составляющую. А вот это, извините, к санкциям имеет небольшое отношение, это наши местные господа-олигархи никак досыта не набьют себе карманы и заначки, особенно монополисты из ЖКХ и разные муниципальные концессионеры! Это наглядно видно по аховой ситуации в моем родном Саратове, например, - возмущается Олег Комаров. Он задается вопросом, как страна научится экономически эффективно отвечать недругам, если в стране есть, кому мешать и импортозамещению и вообще всему чахлому собственному производству? - Даже в более-менее оптимистическом сценарии российский ВВП в 2022 году сократится на 4-6%, в 2023-м — на 5,5-8,5%, в 2024-м — еще на 2-3%. Можем ли мы в таких условиях продолжать потворствовать неоправданному росту тарифов, поборов и налогов? Нет, конечно, - заключает политик.
По его мнению, один из способов ухода от внешнеэкономического давления - «дружба со странами, которые раньше стояли у нас на «десятом» месте». В их числе Бразилия, товарооборот с которой с начала 2022 года уже вырос в два раза. Или опасный партнер-сосед Китай, отношения с которым, правда, считает Комаров, могут привести к тому, что Россия окажется лишь сырьевой и аграрной «кладовкой».
Что касается внутренних методов выживания, то здесь саратовский эксперт цитирует экс-советника президента РФ, бывшего министра внешних экономических связей РФ Сергея Глазьева. В частности, речь о том, что санкционную войну можно выиграть теми же методами, что использовались в кризис 1998 года, главный - доступные банковские кредиты.  - Во время кризиса в 1990-х годах правительство добилось прироста производства на 2% в месяц и 20% экономического роста. Курс рубля стабилизировался, инфляция снизилась. Тогда промышленность получала кредиты под отрицательную в реальном выражении процентную ставку, то есть при инфляции в 60%, кредиты выдавались под 10%. Благодаря притоку заемных средств, свободные производственные мощности предприятий были задействованы и промышленность начала бурно расти. Сейчас такая же уникальная ситуация, причем наше положение лучше, чем в 1998 году, когда государство обанкротилось. Мы можем повторить экономический рывок, - уверен экономист.  Олег Комаров также считает, что в преодолении кризиса помогут разумные законы и жесткий контроль за их исполнением. И говорит о ликвидации всех надуманных и коррупционно емких ограничений для бизнеса, снижении налогов на производство и упрощении налоговых процедур.
- Я полностью согласен с теми коллегами по бизнесу и «Партии Дела», которые считают, что неэффективная и несправедливая система налогообложения – основная причина разрушения российской промышленности и больших социальных проблем, - выражает солидарность саратовский руководитель.
И цитирует одного из нынешних лидеров государства: «Нашей работе будут пытаться мешать влиятельные группы продажных чиновников и ничего не предпринимающих «предпринимателей». Они хорошо устроились. У них «все есть». Их все устраивает. Они собираются до скончания века выжимать доходы из остатков советской промышленности и разбазаривать природные богатства, принадлежащие всем нам. Они не создают ничего нового, не хотят развития и боятся его». - Так может вот что надо сделать в первую очередь, чтобы побороть негативные тренды, чтобы санкции на самом деле стали нам «как с гуся вода»? Убрать из власти и экономики эти «влиятельные группы продажных чиновников»? - снова вопрошает Олег Комаров. В общую кучу внутренних мер реагирования на кризис он предлагает докинуть снижение базовой ставки НДС до 10%, а для продовольственных товаров собственного производства - до 5%. - Надо 50% НДС оставлять в бюджетах регионов, в которых создана добавленная стоимость. Это поднимет погибающие города. Надо отменить налог на имущество организаций, установить необлагаемый налогами и сборами минимум заработка на уровне 25 тысяч в месяц. Пора, наконец, установить стимулирующие налоги и кредиты для производителей, пора реально поощрять частную инициативу, устранить толпы хищных посредников из цепочек поставок, - считает бизнесмен. Он убежден, что такие меры улучшат предпринимательский климат в России: почти вдвое снизится налоговая нагрузка, уменьшится безработица и перестанут падать доходы работников. 
- Нынешние мощные попытки Запада изолировать Россию должны стать для нас холодным душем, должны сыграть для нашего государства отрезвляющую роль. Сначала надо понять, как мы дошли до состояния, что огромная страна с такими ресурсами не способна себя полностью обеспечить, а потом понять и решить – как это все в корне изменить. А потом вернуться в мир на новом качественном уровне, уважаемой и развитой страной. Тогда и санкции будут точно уж не навсегда, - резюмировал Олег Комаров.