Претензии в иске сформулированы так, что нельзя понять, за что именно муниципальный заказчик требует денег: недоволен ли он качеством работы или считает, что переплатил. Дословно его требования выглядят так: «о взыскании денежных средств, полученных за установку бюстов героям ВОВ из натурального мрамора, с учётом монтажа и налога на добавленную стоимость в размере 2 929 600 руб. по муниципальному контракту № 4 от 29.03.2022 на выполнение работ по благоустройству общественной территории «Сквер Памяти в р.п. Соколовый Гагаринского административного района муниципального образования «Город Саратов».Техзадание по скверу мало отличалось от других подобных контрактов на благоустройство, требовалось расставить лавочки и уличные фонари, наладить автополив, смонтировать детскую площадку и установить бюсты. Срок выполнения работ - до 20 августа 2022 года. Монтаж постаментов и бюстов идет отдельной графой в техзадании. Всего их в контракте 11, согласно смете, на эту часть работы выделялось 2,2 млн рублей. При этом бюсты исполнитель тоже должен был обеспечить. Заказчик обязывался предоставить ему фотографии героев и получить от исполнителя сначала 3D-модели, потом модели из глины, наконец готовые работы из мрамора. Обязательное условие — высокая степень портретного сходства. Разумеется, у ФСИН-подрядчика в штате скульпторов нет, даже мраморщиков уровня похоронного бюро. Как не было ни каменщиков, ни архитекторов. Однако за задачи он брался любые, хоть бюст изваять, хоть проект поликлиники разработать. Факт, что башкирский исполнитель пришел в Саратовскую область без рабочих, ранее установила облпрокуратура. Все держалось на субподрядных договорах. Согласно реестру портала госзакупок, Сквер Памяти ФСИН-строители тут же кому-то заказали за 3,9 млн рублей. Поскольку заказчик - АО, исполнитель остается в тени. Но на выходе 400 тысяч рублей разницы. То есть те же самые схемы, которые в Башкирии разбирали правоохранительные органы и за которые сел глава компании-правопредшественника. Третьих лиц в деле нет. Тем не менее, автор бюстов заявил о себе сам: их фотография, причем непосредственно в сквере, приведена на официальном сайте московской компании ООО «Левша». «Нами выполнены все скульптурные работы по бюстам в глине и камне, доставка и монтаж бюстов», - поясняет компания. Организация позиционирует себя прежде всего как специалиста по строительству фонтанов. Также она берется за изготовления скульптур из натурального камня и бронзы. Военные мемориалы она изготавливала неоднократно. Среди них - памятник участникам локальных войн, установленный в Большой Черниговке Самарской области, памятник Защитнику Отечества в Волгограде, памятник героям войны в Гусиноозёрске.
Согласно акту сдачи-приемки, который представитель ФСИН-подрядчика, начальник саратовского участка АО ПУИС УС-3 ФСИН Эдуард Кизиев и на тот момент первый замглавы Департамента Гагаринского района Максим Калядин подписали 19 августа 2022 года свидетельствует о том, что за монтаж постаментов и бюстов было заплачено. То есть как минимум на бумаге они существуют. В акте перечислены все виды работ, предусмотренные контрактом — и бюсты, и уличные фонари, и лавочки. За них, как можно видеть, с исполнителя ничего не требуют. Значит, когда акт подписывали, претензий не было. Тогда что же случилось? Сайт компании-исполнителя ясно свидетельствует — бюсты существуют не только на бумаге, их разработали, утвердили на стадии модели, выполнили в мраморе и поставили куда планировалось.Сквер в поселке Соколовый благоустраивают поэтапно уже несколько лет. В 2020 году в нем уже прокладывали дорожки, расставляли фонари и лавочки в рамках нацпроекта «Формирование комфортной городской среды». На тот момент единственным мемориалом в сквере был памятник «Россиянам, павшим в войнах ХХ-ХХI века». В 2021 году администрация района сообщила, что хочет демонтировать этот памятик и заменить его на более внушительный монумент. Как писала газета «Большая Волга», чиновники мечтали увидеть на его месте копию памятника Воину-освободителю, что стоит в Берлине в Трептов-парке. В планах по благоустройству сквера были и бюсты. Но по всей видимости, скульптора, который бы взялся скопировать для поселка Соколовый знаменитую работу Евгения Вучетича, не нашли или денег на такой проект не хватило. Дело ограничилось установкой бюстов, исполнить которые и поручили ФСИН-подрядчику. Что у него в итоге получилось — будет ясно теперь из материалов суда, по мере рассмотрения дела.
Взаимоотношения саратовских заказчиков с УС-3 ФСИН потихоньку обрастают уголовными делами. Так, дом для саратовских медиков уже стал поводом для ареста бывшего председателя комитета по инвестпроектам в строительстве Романа Карякина и главы Управления капстроительства Владимира Шевцова. В Гагаринском районе под следствием находится бывший глава департамента Андрей Шеметов, но контракты без конкурса тут не при чем. А подписавший акт сдачи-приемки сквера с бюстами Максим Калядин сейчас руководит департаментом района в статусе и.о.