ФСИН-подрядчик трудился на саратовских стройках чужими руками - что нашли ФСБ, ФАС и прокуратура

Более 50 контрактов, без конкурса заключенных в Саратовской области с единственным поставщиком, АО «Предприятие уголовно-исполнительной системы «Управление строительства №3 ФСИН», не прошли мимо взгляда надзорных органов. Пока результатом стало возбуждение административных производств, но проверки еще не закончились. Такую новость сообщил на сегодняшних слушаниях в облдуме зампрокурора области Дмитрий Симанович. Темой заседания как раз стали государственные и муниципальные закупки. - Важной проблемой явились факты заключения региональными и муниципальными более полусотни контрактов без проведения торгов с одним и тем же зарегистрированным в Башкирии акционерным обществом «ПУИС УС-3 ФСИН России», не имеющим на территории области ни трудовых, ни муниципальных ресурсов, и передававшим практически полностью объемы полученных без конкурентных процедур работ субподрядчикам, - заявил он. - Данная антиконкурентная схема вскрыта нами во взаимодействии с УФСБ и УФАС, которым по инициативе прокуратуры возбуждены и рассматриваются дела о нарушении антимонопольного законодательства. Проверочные мероприятия по этим контрактам продолжаются и нами.
И так, освоение более 1 млрд рублей не прошло бесследно, далее слово за УФАС и правоохранительными органами. В реестре контрактов на портале госзакупок никаких субподрядчиков у «ПУИС УС-3» не значится. А сам подрядчик, собрав огромный урожай контрактов без конкурса на всех уровнях, и муниципальном, и региональном, сейчас ушел в ликвидацию. Судебных претензий от саратовских властей к нему на данный момент нет, но Управление капстроительства родной Башкирии уже задает вопросы.
По мнению зампрокурора, саратовским тендерам в целом не хватает публичности. Между тем надо предотвратить возможность освоение бюджетных средств недобросовестными исполнителями. В течение 2022 года прокуратура подала 58 исков по конкретным закупкам: основной повод — оплаченные, но не выполненные подрядчиком работы, занижение гарантийных сроков заказчиком — на этом в частности попались чиновники Аткарского и Алгайского районов. В двух случаях прокуратура добилась признания допсоглашений к контрактам недействительными, а общая сумма ее исков превысила 20 млн рублей. По итогам 19 прокурорских проверок на предмет уголовных правонарушений в сфере закупок за прошлый год было возбуждено 17 уголовных дел. Так, в Саратове вскрылось хищение более 600 тысяч рублей при строительстве детского сада и более 400 тысяч рублей — при строительстве бассейна. Подрядчиков, на чьих стройках утекли деньги, заместитель прокурора не назвал. Зато обозначил объекты, проблемные в части срыва сроков.
- К числу проблемных объектов, срок сдачи которых приходится на 2023 год, по нашему мнению относятся ледовый дворец в Энгельсе, онкодиспансер в Саратове и пристройка к областной детской больнице, школа в Мизино-Лапшиновке, поликлиника в Питерке.
Если так, то беспокоиться следует и известным партстроителям, в частности госдепу Андрею Воробьеву, ведь ледовый дворец возводит аффилированный ему «Межрегионстрой». Уже с новым собственником компания эта попала в банкротство, а потому судьба энгельсского спортивного объекта действительно может оказаться под вопросом. По мнению прокуратуры, одной из причин затягивания сроков стал пересчет смет на строительство из-за подорожавших материалов. Никакие органы власти не помогали ускорить этот процесс, что по мнению надзорного органа, лишний раз говорит о том, что закупки на муниципальном уровне надо проводить централизовано. Материалы по этому вопросу ведомство уже направило губернатору Роману Бусаргину. Муниципалитетам, подчеркнул зампрокурора, нужно, во-первых — не медлить с расторжением контракта, если подрядчик не оправдал ожиданий.
- Были факты когда заказчики разрывали контракты по соглашению сторон, спасая поставщиков от включения в реестр недобросовестных, - заметил он.
Во-вторых, прокуратура настоятельно не рекомендует муниципальным органам перекладывать обязанности по осуществлению закупок на подведомственные учреждения, например, школы, у руководства которых нет ни опыта в таких делах, ни квалифицированных специалистов. Словом, никаких схем, вроде той, по которой строился городской парк в Балаково или реконструировался бывший монтажный техникум в Саратове быть не должно.