Избирательная историчность - почему асфальт у Сенного саратовским чиновникам дороже дома с башенкой на Чернышевского

Областной комитет по охране памятников, похоже, подписал приговор дому с башенкой на углу Большой Горной и Чернышевского. Повод - вынесенная буквально на днях рекомендация не считать здание объектом культурного наследия. Подробности рассказал «БВ» саратовец Владимир Матвиенко, который пытался добиться включения дома с башенкой в число памятников культуры. На его обращение ведомство под руководством Владимира Мухина ответило отказом, который зиждется на недавнем решении общественного научно-методического совета при комитете. Совет, как следует из присланного чиновниками ответа на обращение, заседал 27 апреля и рекомендовал не включать здание в перечень выявленных ОКН. А комитет решил рекомендациям последовать и заодно прислал ссылку на тот раздел сайта правительства Саратовской области, где он планирует вывесить приказ о том, что дом с башенкой - это не памятник.
Массовый снос домов у Славянской площади стартовал в прошлом году, когда власти города запустили реновацию этой территории. Там планируется расширить проезд и устроить бульвар. Дома местных жителей, в основном старые, начали изымать для муниципальных нужд и отдавать под слом. Градозащитники просили сохранить хотя бы отдельные элементы прежней застройки - наличники, навершия столбов, кованые петли ворот, чтобы в дальнейшем использовать их в проекте. Также просили не рубить подряд все деревья, раз уж все равно планируется сквер. Но граждане уже тогда сомневались, что чиновники дадут воплотить эти начинания.
Как рассказал Владимир Матвиенко, по поводу дома с башенкой он обращался и в администрацию города, еще при Михаиле Исаеве, и в Градозащитный совет при областной думе. От председателя совета Владимира Лешукова был получен ответ, что дому суждено стать входом в будущий сквер, от него будет сохранен только фрагмент. Пока же, по данным собеседника "БВ", дом не трогают потому, что там еще прописаны жильцы, занимающие квартиры по договорам соцнайма. Но в самом доме они уже не живут, переехали к родственникам, поэтому найти их непросто. - У меня много друзей, которые живут в Глебучевом овраге. У них родители работали в этой булочной. Там баня рядом, они сами ее ремонтировали. Не знаю, что сделать. Меня вообще возмущает отношение к памятникам архитектуры, - подводит житель Саратова печальный итог. История с домом может стать примером крайне избирательного подхода профильного ведомства к старинным домам в целом. Только недавно достопримечательным охраняемым местом в Саратове была объявлена площадь перед Сенным рынком. Причем ОКН, который из нее сделали, датируется ХIХ веком, хотя ни одной постройки того периода на Сенном уже не осталось, все здания, включая сам рынок - советского периода.
К том, что и как в Саратове считать памятником, у чиновников подход своеобразный. На том же Градозащитном совете Владимир Мухин недавно заявил, что «не все объекты-памятники таковыми являются и мы с этим ничего поделать к сожалению не можем». Трактовать такое заявление от главы ведомства, которое должно обеспечивать сохранность подобных объектов можно по-разному.
С одной стороны, и об этом Мухин тоже говорил на заседании совета, есть много разных механизмов по сохранению старинных зданий, а статус памятника делает содержание такого дома крайне дорогим и накладывает массу ограничений по использованию и ремонту. С другой стороны, такой статус подчас единственный способ не дать сломать здание или изуродовать, перекрасив в кислотные цвета или обшив сайдингом. Правда, на примере того же «Том Сойер-феста» в Саратове можно убедиться, что иные механизмы могут вообще не работать: тщательно восстановленный волонтерами старинный дом мэрия несмотря на ранее данные обещания, все равно отдает под снос.
Между тем еще год назад дом с башенкой, в котором много лет находилась привычная всем жителям окрестных домов булочная, чиновники обещали не сносить. Здание долгое время считалось выявленным памятником культуры, пока летом 2021 года специальная экспертиза сочла включение его в этот перечень необоснованным. Видимо, одной экспертизы оказалось мало, раз управление собрало еще и совет, от которого получило полностью устраивающую его рекомендацию.
Что теперь станет с домом с башенкой, двухэтажным зданием постройки 1890-х годов, непонятно. То ли действительно от него останется одна башенка, украшающая собой вход в сквер, то ли здание ждет судьба мельницы в Питерке - снос под предлогом ветхости с последующим возведением условно похожего новодела. Видимо, асфальт перед Сенным сохранять не в пример легче.