Как бизнесмен Игорь Евтушевский на «Самолете» до Москвы долетел. Вернется в Саратов с новыми стройками?

Всероссийская реновация бодро шагает по стране: вице-премьер Марат Хуснуллин и ДОМ.РФ бодро рапортуют о цифрах и все больше покоряют регионы. В субъекты двинулись и столичные застройщики. Один из них - подмосковная ГК «Самолета» уже давно покорила Санкт-Петербург, теперь на очереди - Дальний Восток и Екатеринбург. Хотя ничего не мешает ему шагнуть и в Поволжье. Саратов для этой компании так и вовсе родной - отсюда родом ее основатель Игорь Евтушевский, здесь есть бизнес-интересы у ее миноритария, брата подмосковного губернатора Максима Воробьева.

Почти первые

ГК Самолет, согласно аналитическому обзору ЕРЗ, входит в ТОП-3 застройщиков России - после ГК ПИК (Москва) и Группы ЛСР (Санкт-Петербург). Ранее компания вошла в рейтинг Brand Finance  - британские аналитики оценили ее в 399 миллионов долларов и «Инград» с оценкой в 52 миллиона долларов. В середине февраля компания полностью разместила 6-летние облигации серии БО-П11 объемом 20 млрд рублей с офертой через 3 года по ставке в размере 12,70% годовых.  Спрос более чем вдвое превысил предложение, что позволило увеличить первоначальный объем с 12 млрд до 20 млрд рублей. В настоящее время в обращении находится 10 выпусков биржевых облигаций «Самолета» на 57,8 млрд рублей и один классический выпуск на 1,5 млрд рублей. На конец 2021 года долг «Самолета» с учетом проектного финансирования в рамках эскроу составляет 134,5 млрд рублей, чистый долг с учетом остатков на счетах уходит в минус на 5,9 млрд рублей.  В конце января управляющий директор компании Андрей Пахоменков на конференции, сообщал, что девелопер планирует в феврале сделку по привлечению финансирования на рынке облигаций. - Средства пойдут на те же цели, что и обычно. Первое - участие в проектах, приобретение земли, частично рефинанс и, соответственно, развитие новых бизнесов, - сообщил он.
Собственно, этим компания и занимается. В ноябре прошлого года сообщалось о строительстве кластера ИЖС «Дмитров» в Подмосковье. Он объединит несколько мультиформатных поселков класса комфорт с единой градостроительной концепцией, но различными типами зданий: индивидуальные и блокированные жилые дома, детские сады, школы, медицинский центр, спортивные зоны, общественный центр, коллективные теплицы, конюшню и другие коммерческие и общественные пространства. Под проект зарезервирована территория в 981 гектар на Дмитровском шоссе. Общая площадь жилой недвижимости составит 800 тыс. кв. м. 
В планах на этот год - освоение Дальнего Востока и Сибири. «Самолет» разрабатывает проект застройки части Уралмашзавода в Екатеринбурге, где сейчас находятся пустующие цеха. И Тюмени: как передает корреспондент The Moscow Post, для реализации девелоперского проекта ГК приобрела участок площадью 22,7 га в Ленинском округе. Окончание строительства запланировано на 2027 год. Амбиции компании распространяются и на Краснодарский край. 

Взлетной полосой был Саратов

Поволжье в целом и Саратов в частности «Самолет» пока облетает стороной. Хотя именно здесь - малая родина одного из его основателей Игоря Евтушевского. Он родился в Саратове в 1965-м году, в 1983-1985 гг служил в армии, а в 1989 году окончил механико-математический факультет СГУ. Как писал в 2002 году журнал "Знамя", после вуза Евтушевский загремел в Воскресенский район в качестве учителя. Быстро компьютеризировал районную школу и всю округу. А в 1991 году вместе с Вячеславом Бормотовым, Дмитрием Быстровым и Эдуардом Бабаджаном учредили товарищество с ограниченной ответственностью «Самолет». Название было заимствовано у широко известной в дореволюционной России пароходной компании.
Первой сделкой «Самолета» стала продажа с минимальной накруткой в 500 рублей пленки для парников. На бирже у 9-го корпуса СГУ заключались сделки и покрупнее - от поставки 10 самолетов Як-40 до 1000 компьютеров из Америки. Взять кредит тоже было не проблемой - банки рассовывали деньги всем подряд и побольше. Обернуться с товаром удавалось не всегда: в Саратове так и не был продан КАМАЗ, китайских бритвенных станков «Ремингтон» - желающих покупать их по 2 тыс. рублей за штуку нашлось немного. Аналогичная судьба постигла сделки с подзорными трубами, фотоаппаратами, зато удачно шли сигареты.
Под оптовую торговлю куревом был снят первый офис - подвал на Б. Казачьей. А потом методом математического тыка изобрели ноу-хау, которым до сих пор пользуются все оптовки - лучше много маленьких складов, разбросанных по городу, чем один большой, пусть даже в центре.  - Самолетовские базы стали плодиться, как мыши в урожайный год, - пишет журналист, упоминая, что у компании была репутация честной фирмы, где молодой человек мог за день заработать на банальной разгрузке больше, чем его папа за месяц на заводе. И славилась хорошим отношением к сотрудникам - им оплачивали бассейн, тренажерку, занятия по боксу.  Чуть позже Игорь Евтушевский привез из Москвы идею создания сети супермаркетов. Саратовские предприниматели открыли тогда супермаркет «Ракета» по типу американского большого гастронома с умеренными ценами на продукты повседневного спроса. Но и набором эксклюзивных товаров, например, французского коньяка по 2 тыс. долларов за бутылку. Однако осенью 1994 года между акционерами «Ракеты» («Самолет», банк «Порта», а также представитель известного английского бизнесмена русского происхождения Марка Клобина директор оборонного монстра «Тантал» Георгий Умнов) возникли трения, и «Самолет» вынужден был продать свою долю акций Клобину. Зато «Ракета» вывела на торговую орбиту оптовую базу «Гроздь», которую возглавил ее операционный директор Дмитрий Плотников. Изначально она задумывалась для обслуживания сети супермаркетов, но, когда «Самолет» отошел от «Ракеты», стала самостоятельным предприятием, с опять-таки новой для Саратова идеей мелкооптового продуктового склада. Так родилось второе ноу-хау «Самолет»  — создание универсальной торговой базы, где хозяин магазина мог закупить сразу весь необходимый товар.

Аяцков, «Богатей» и МММ

В 1994–1995 годах «Самолет» сделал крутой взлет - денег было море, идей, куда их вложить, хотя порой и не всегда успешно, еще больше. Тогда же компания стала спонсором рок-н-ролльных тусовок в Саратове - рок-фестиваля «Перекресток», например. 

- Игорь Евтушевский, обладая лидерскими качествами (не случайно был много лет комсомольским секретарем и карьеру, кстати, собирался делать по партийной линии), был спокоен, рассудителен, очень требователен и аккуратен. Все идеи Эдуарда Бабаджана встречал с осторожностью, взвешивал «за» и «против», и последнее слово всегда оставалось за ним. Игорь был настоящим лидером «Самолет», однако люди больше знали живого, общительного Эдика. Зато Евтушевский, с его некоторой подчеркнутой сдержанностью в отношениях с посторонними, был незаменим в деловых переговорах, - говорится в статье 20-летней давности. 

Он же, кстати, пытался попасть и во власть. Сначала - на выборах депутатов Федерального Собрания в 1995 году по Балаковскому округу. Но занял всего лишь четвертое место, несмотря на потраченные усилия и финансы. Одним из противников тогда был балаковский бизнесмен Владимир Соловьев, брат бывшего депутата Госдумы и главы Балаковского района Александра Соловьева.   

На выборах в облдуму 1997 года шансов было еще меньше - депутатов «выбирал» губернатор Дмитрий Аяцков. Евтушевского это не остановило и он предсказуемо проиграл, хотя и не бесславно - агитки бизнесмена уничтожали курсанты военных училищ, побивая их распространителей.

Совпадение или нет, но уже тогда у «Самолета» начались проблемы с властями - как из ведра сыпались претензии налоговиков, обыски с «маски-шоу», обвинения в незаконных валютных операциях. В том же 1997 году Евтушевский и Бабаджан учредили в Саратове независимую газету "Богатей", надолго ставшую единственным оппозиционным изданием в регионе. Ее первым редактором был Владимир Горбачев, многие известные саратовские журналисты сотрудничали с газетой на разных этапах ее существования. 

Были и другие проекты: попытки построить в Саратове завод шампанских вин, поучаствовать в создании банковского сектора — «Самолет» был одним из учредителей «Порта-банка», но в праве на организацию собственного банка ему отказали. Зато через этот банк и мальтийские офшоры с участие небезызвестного Эдуарда Абросимова компания получала кредиты. Историю их привлечения рассказывал в 2010 году саратовский журналист Александр Крутов.  Сейчас в бывшем здании КБ "Порта" на улице Рабочей расположен банк "Синергия".

Еще самолетовцы играли в саратовский аналог «МММ», зарегистрировав одноименную торгово-финансовую компанию и эмитировав акции. На них даже успели что-то заработать, но когда пирамида развалилась, фирма, по словам Евтушевского, погасила все обязательства перед акционерами. 

Всему развеселому бизнесу не мешала даже мафия: в 90-е компания обзавелась мощнейшей службой безопасности из бывших фэээсбэшников и ее уже просто боялись трогать. Но «крыша» у «Самолета» все же имелась, периодически предлагая продать через ее сеть какие-то товары, причем порой в машинах и вагонах. 

Однако на смену бандитам пришли чиновники, вооруженные налоговой, милицией и прочими надзирателями. Крупные оптовки тогда на базе «Самолета» объединились в саратовскую Ассоциацию торговых предприятий. Тогда же появилась газета «Богатей». 

На Москву!

Потом был отъезд в Москву. Эдуард Бабаджан говорил, что стало скучно, Евтушевский признавался, что причина - в растущих аппетитах Дмитрия Аяцкова. Народная молва же в их числе называла большие проблемы с криминальным миром. И в принципе, все эти версии имеют право на существование. 

В Москве бизнесмены открыли одноименный развлекательный центр на Пресненском валу, который и возглавлял Евтушевский.

В 2003-2004 годах он был гендиректором ООО «Самолет Девелопмент Групп», в 2003-2007 годах — ООО «Ведис Девелопмент». В 2007-2009 годах занимал должность гендиректора ООО «Главстрой СПБ». Компания являлась «дочкой» строительного холдинга «Главстрой» миллиардера Олега Дерипаски, а ее миноритариями с долей 25% числились Максим Воробьев (брат губернатора Подмосковья Андрея Воробьева, чья семья близка к министру обороны Сергею Шойгу) и Михаил Кенин. В этом ООО Евтушевскому приходилось руководить олимпийскими стройками Дерипаски в Сочи. 

В 2009-2012 годах Игорь Евтушевский - заместитель гендиректора по девелопменту в компании «Главстрой-Менеджмент». С августа 2012 года возглавляет ООО «Самолет Девелопмент», созданное вместе с совладельцем ООО «СПб Реновация» (в 2010 году компания выиграла конкурс на право реконструировать 22 квартала в девяти районах Петербурга) Максимом Воробьевым. 

Возглавив «Самолет», Евтушевский получил в группе компаний миноритарную долю в 7%. А основными акционерами стали Кенин и бизнесмен Павел Голубков. В первом доступном отчете девелопера за третий квартал 2016 года говорится, что Кенину и компании Optimus Prime Голубкова принадлежало по 44%.

К 2019 году компания превратилась в крупного девелопера с портфелем около 17 млн кв. м. (сейчас земельный банк 31,4 млн кв. м.) в Подмосковье, Москве, Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Согласно списку аффилированных лиц ПАО Группа компаний «Самолет» за второе полугодие 2021 года, в совет директоров этой компании входят: Дмитрий Голубков (председатель совета директоров, 2,2155% акций компании), Хелен Гурфель (руководитель отдела устойчивого развития и инноваций CBRE), Игорь Евтушевский (5,7602%), Антон Елистратов (2,4637%), Михаил Кенин (28,3094%), Александр Прыгунков, Оскар Хартман, Станислав Шекшня. 

9 сентября прошлого года федеральные СМИ сообщали, что компания «Киевская площадь» и ее акционер Год Нисанов также стали акционерами Группы «Самолет». Речь шла о покупке 10% акций. Крупным акционером ПАО продолжала оставаться компания «Дорстаген Лимитед» (в 2018 году принадлежала Павлу Голубкову), хотя ее доля снизилась до 31,0531% акций.

В октябре же прошлого года сообщалось, что и Максим Воробьев стал совладельцем части проектов девелопера. Вместе с партнерами ему принадлежало почти 29% в ООО «Самолет две столицы», которое участвует в проектах группы в Москве и Ленинградской области. Напомним, что тогда же он стал и крупнейшим миноритарием ГК «Русагро» Вадима Мошковича. 

А Воробьевы кто?

С семьей Воробьевых инсайдеры вообще связывают все успехи ГК на подмосковном строительном рынке. Сам Евтушевский в интервью «Ведомостям», не скрывая связей с Максимом Воробьевым (на тот момент миноритарным акционером одной из «дочек» ГК) объяснял, что девелопер не тратит деньги на покупку земельных участков и практически не привлекает кредиты. Как объяснял Forbes, карьера Самолета в Подмосковье началась с приобретения земельных участков в обмен на долю в строительстве, что стало залогом экономии и низкой себестоимости проектов. 

Правда, при этом не пояснялось, зачем подмосковным ленлордам и застройщикам вдруг оказалась необходимой помощь малоизвестного девелопера. Издание приводит мнения игроков рынка о том, что в переходный период ввода счетов-эскроу многие строительные проекты в Подмосковье оказались поставлены на паузу. Но не ГК «Самолет», которое к тому же подрядилось достраивать брошенные стройки. Не безвозмездно, конечно. 

Не исключено, что именно поэтому у инсайдеров бытует мнение: «Самолет» летит, пока Андрей Воробьев у власти. 

Не добавляет оптимизма и широкомасштабная земельная и не только - ГК скупало застройщиков в Санкт-Петербурге - экспансия компании.

- В ГК «Самолет» изначально сделали ставку на масштабные проекты. «Когда «Самолет» начинала, была идея строить дешево, быстро и много и зарабатывать на большом потоке. И эта идея правильная. Но потом компания начала быстро масштабироваться, и следить за всеми процессами стало сложно, лично Евтушевский не мог все контролировать, и начались злоупотребления. Маржинальность оказалась не такой высокой, как ожидалось, — рассказывал журналу «Компания» источник из отрасли на условиях анонимности. 

Крутое пике

В конце 2019-начале 2020 года эта стратегия ознаменовалась бегством, а точнее сменой сразу пяти ТОП-менеджеров в компании и ее «дочках». Сам Игорь Евтушевский ушел из гендиректоров, возглавив в рамках совета директоров комитет по стратегии. Пришедший ему на смену Антон Елистратов ранее руководил компанией Максима Воробьева, инвестировавшей в «Русскую аквакультуру». И с приходом в «Самолет» он не стал менять предыдущую стратегию, продолжая приобретать новые площадки под застройку. 

Эксперты связывают кадровую чехарду с падением финансовых показателей. В 2019 году ГК «Самолет» нарастила выручку до 51,1 млрд рублей с 38,7 в 2018 году, но маржинальность бизнеса резко упала. Прибыль до налогов рухнула в 2,7 раза: с 3,16 до 1,18 млрд рублей, сообщал журнал Компания

Запланированной к IPO в 2018 году выручки в 75–80 млрд рублей ГК достичь не удалось, а в 2019 году пришлось расплачиваться за земельные участки, купленные тремя годами ранее. И создать резерв по невозвратным платежам на сумму более 1,2 млрд рублей, выданным поставщикам и подрядчикам.

Напомним, что на конец 2021 года долг «Самолета» с учетом проектного финансирования в рамках эскроу составляет 134,5 млрд рублей, чистый долг с учетом остатков на счетах уходит в минус на 5,9 млрд рублей. Смогут ли новые проекты в регионах поправить  финансовое положение компании, покажет время.  

Пока же «Самолет» сменил направление, в 2021 году вложив 27 млн рублей, а в этом году добавив еще 136 млн рублей в сеть кулинарных коворкингов «Твое место». На привлеченные деньги стартап намерен обзавестись новым пространством в Москве и Санкт-Петербурге в 2022 году.