Ситуация со зданиями сложилась следующая: в 2010 году они еще активно использовались под офисы, но последние годы пустуют и медленно разрушаются. Сейчас собственник зданий и земли под ними — физлицо, имя его на заседании названо не было, но присутствовавший на нем директор по строительству СК «Кронверк» Роман Куликов пояснил, что он представитель собственника.Здания не являются памятником культуры и защищены от сноса только соседством с охраняемыми объектами. Рядом находятся корпуса СГУ и на бывшую фабрику распространяются границы охранной зоны, в пределах которой исключен любой демонтаж. Документ требует обеспечить эксплуатацию построек. Но собственник полагает иначе. Он выступает с идеей полного демонтажа обоих зданий с воссозданием их заново. Как заявил Роман Куликов, флигели находятся в аварийном состоянии и целесообразнее было бы сломать их с последующим возведением их в прежних габаритах и внешнем облике. Соответствующий проект уже разработан и «Кронверк» хочет вынести его на обсуждение в управление по охране памятников. Как стало известно еще в январе этого года, экспертизу зданий заказывал сам Александр Шмидт, причем экспертам ставилась задача выяснить, не скажется ли снос фабричных построек на состоянии соседних домов-памятников, которые здесь буквально в каждом квартале. Идею застроить эту площадку «Кронверк», судя по всему, вынашивает давно.
Как уже писал "БВ", в 2016 году связанная со Шмидтом компания ООО «Предприятие Индустрия» уже выносило участок по адресу Московская, 159Б на публичные слушания, но хотя перевести территорию в зону перспективного развития общественно-деловой застройки все-таки удалось, застроить ее не позволили.Постройки интересант сноса уже тогда именовал ветхими и никому не нужными. Возмутились жильцы соседнего дома, которых не радовала перспектива соседства с масштабной стройкой, их поддержала депутат Госдумы Ольга Баталина. Поставленный было вокруг будущей стройплощадки забор пришлось убрать. Сам участок под фабрикой находился в аренде у ЗАО «СЭФ» по воле экс-мэра Саратова Юрия Аксененко. От этой структуры он и ушел к другим лицам. Что же касается нынешних собственников, то по состоянию на 2016 год ими, как выяснилось в ходе банкротства WDB-банка, был банкир Геннадий Шмидт, некто Самуэль Фукс и еще несколько лиц, имеющих отношение к «Кронверку». Cохранился также один из ранних проектов того, что должно было появиться на месте фабрики. Собственник порывался превратить ее в современный торгово-офисный комплекс.
- Про снос нам неизвестно, - рассказал на совете глава областного управления по охране памятников Владимир Мухин, выслушав доводы «Кронверка». - В 2020 году были учреждены охранные зоны. В режимах использования территории написано, что снос ценных объектов историко-градостроительной среды запрещен.Роман Куликов заверил, что конкретных планов по сносу пока нет, но есть де заключение экспертов, которые установили, что здания в аварийном состоянии и могут рухнуть. Глава управления по охране памятников пообещал, что при попытке разломать флигели его ведомство будет реагировать согласно закону и обратится в правоохранительные органы. - Мы не хотим выглядеть варварами и сносить данный объект, не вынеся это на общественное обсуждение. Мы понимаем, что исторический облик города очень важен, - ответил представитель «Кронверка». Но вопрос о сносе повис в воздухе, ведь выносить на обсуждение застройщик хочет именно его.
- Ничего из того, что сохранилось от наших предков на Московской и проспекте Кирова сносить нельзя. Это плевок на могилы наших предков! - возмутился зампредседателя Градозащитного совета Владимир Лешуков.Он призвал обойтись со зданиями максимально деликатно. Если они действительно рассыпаются, возможно, потребуется так называемый «умный разбор» с последующим воссозданием в прежнем виде и сохранением тех элементов, которые можно уберечь, например, оконных рам. На это представитель «Кронверка» заметил, что сейчас компания сохраняет здания как может. Кровля на них все-таки есть, кроме того, за безопасностью следит охрана, так что никакие маргинальные элементы внутрь не проникнут и пожара, как это часто бывает в заброшенных зданиях, не устроят. За это градозащитники могут быть спокойны. Позиция «Кронверка» на данный момент такова: здания придется разобрать, но их обещают восстановить в полном соответствии с внешним обликом. Градозащитники пообещали пристально следить, чтобы Саратов эти постройки не потерял.