Лодочки из крышечек: как саратовец открыл совместное с Китаем производство каяков и не прогадал

Легкие цельнолитые байдарки и каяки от саратовской компании охотно раскупают туристы, силовики и ученые. В случае с бизнесом саратовца Антона Мешкова уместна пословица «Не было бы счастье, да несчастье помогло».  Шесть лет назад активный и спортивный мужчина получил серьезную травму ноги. Пришлось отложить любимый велосипед, отказаться от пробежек. Но врачи посоветовали обратить внимание на водные сплавы. В результате новое сильное увлечение Антона Мешкова превратилось в его новое дело жизни. Пятый год  он серьезно занимается созданием, производством и продажей пластиковых каяков. Не верится, что полным циклом работ управляет один человек, особенно если учесть, что производство это международное.
– Выяснилось, что в нашей стране сейчас никто не занимается выпуском таких каяков, все они – иностранного производства. Я решил занять пустующую нишу, – поясняет Антон.
Производственный цех саратовец открыл в Китае. Сначала ездил на тематические выставки в Шанхай и выбирал лодки для себя, а друзья просили привезти им тоже. Поняв, что тема перспективная, Антон выяснил тонкости производства китайцами легких лодок, арендовал помещение в городе Нинбо  и набрал там персонал для своей компании «КАYAK64». Сегодня саратовец через тысячи километров по скайпу руководит всеми производственными циклами. В его команде пять человек – монтажник, два литейщика, упаковщик, менеджер. Быть бизнесменов международного уровня Мешкову помогает прекрасное знание английского языка. Сегодня саратовец через тысячи километров по скайпу руководит всеми производственными циклами. В его команде пять человек – монтажник, два литейщика, упаковщик, менеджер. Быть бизнесменов международного уровня Мешкову помогает прекрасное знание английского языка. Пластик, из которого делают каяки – вторсырье. Крышечки от бутылок с газировкой измельчают в порошок и плавят массу в специальной печи, придавая нужную форму. Вообще, переработка пластика – история для Китая распространенная. Увлекшись каяками, Антон ушел с работы. До этого он более десять лет трудился в IT-отделе солидной  компании. Навыки программиста пригодились: бизнесмен сам разрабатывает модели лодок.
В активе уже 24 разновидности. У каждой модели свое имя, в основном, рыбное. Марлин, навага, сарган, майгун, левиафан. Антон любит на досуге полистать справочник эвенков, найти звучное старинное название водных обитателей.
Стартовый капитал бизнесмена составил порядка 500 тысяч рублей, и первые два с половиной года заработанное он не тратил. Одноместные каяки Мешкова стоят от 30 до 70 тысяч рублей, двухместные – 45 -80 тысяч, трехместные– 90 тысяч (единственная модель).
– Цена лодки  зависит от состава материала. Полиэтилен низкого давления дешевле, высокого – дороже. Трехслойные полиэтилен высокого давления считается самым легким и прочным, в холодных морях Мурманска и Владивостока рыбак в таком каяке не замерзнет,– объясняет собеседник.
На первых порах Антон принимал заказы по предоплате в 20-30% от цены, сейчас покупатель заранее оплачивает покупку полностью,  зато ему предлагается скидку в 15%. Готовые каяки везут из Китая на корабле, из Владивостока по России – по железной дороге. На конечном этапе фура доставляет груз на арендованный склад в Саратов. В каждой партии 70-80 каяков. Дорога занимает 30-40 дней. Четыре года назад Антон начинал с двух-трех партий в год, в этом году запланировал привезти в Россию минимум шесть фур, потому что спрос растет. – Есть в этом бизнесе издержки и риски, которые, естественно, приходится компенсировать мне. Это и повышение стоимости перевозок, ухудшение погодных условий на море, вероятные забастовки портовых рабочих, проволочки на таможне. Все это затягивает сроки доставки груза, копятся пени. Вот и коронавирусный 2020-ый года больно ударил по бизнесу,  – поясняет Антон. По словам собеседника, примерно половину выручки приходится отдавать в казну родного государства в виде пошлин (за ввоз пластика из-за границы) и налогов. Поэтому бизнесмен пытается удешевить себестоимость продукции. Например, планирует закупать сырье напрямую у производителя минуя посредника, а еще использовать вместо электрических печей газовые. Методом проб и ошибок выяснилось, что магазин с образцами товара не так эффективен в продажах, как  возможность протестировать выбранную модель лодки. Антон купил 3 га земли на Волге в районе нового аэропорта, поставил там кемпинг и эллинги для лодок. С апреля по ноябрь в кемпинг не зарастает народная тропа – покупатели совершают пробный заплыв, там же и покупают каяки. Востребован сайт, который Мешков сам разработал. Предприниматель подсчитал, что с 2017 года его компания уже выпустила более 1000 каяков. В Саратовской области он обеспечил ими многие турбазы, санатории, дома отдыха. Лодки «КАYAK64» покупают по всей России, а также в Казахстане, Узбекистане, Белоруссии. Клиенты – любители сплавов, рыбаки и охотники, туристические клубы, детские лагеря. Например, большую партию заказал знаменитый «Артек».  Постоянные серьезные заказчики саратовской компании – государственные организации, которые приобретают лодки через тендеры. Каяки нужны и армии, и силовикам, и ученым-исследователям морей. В перспективе Антон Мешков хотел бы разместить производственную базу своей компании в Саратовской области. Он готов серьезно работать в нише создания, выпуска и продажи каяков на Родине. И сделать это семейным делом: двое из троих детей Антона проявляют интерес к делу, которым занимается отец. Юлия Шишкина