Максим Барский: «Сибантрацит» — ставка на рост

«Сибантрацит» до 2018 года представлял собой одиночные угольные активы, принадлежавшие российскому бизнесмену Дмитрию Босову. Под одним брендом собрались конкурировавшие между собой предприятия, которые не давали бизнесу выйти на траекторию устойчивого роста, несмотря на ценовую конъюнктуру международных сырьевых рынков. Для решения этой проблемы в топ-менеджмент пригласили эффективного управленца Максима Барского («Сибантрацит» он возглавлял до 2020 года).

Сибантрацит» — пора разрозненных активов

«Сибантрацит» как компания, специализирующаяся на извлечении угля экстра-класса, была основана в 2001 году. Предприятие занималось добычей на Колыванском и Горловском разрезах в Искитимском районе Новосибирской области. В 2014 году собственник бизнеса основал УК «Разрез Восточный», которая начала деятельность на Восточном участке Колыванского месторождения. Запасы антрацита премиального качества UHG на месторождении были оценены в 159 млн тонн. Серьезные объемы производства предприятия позволили выйти компании в лидеры по поставкам на мировой рынок. В 2014 году в Кузбассе заработало угольное предприятие «Разрез Кийзасский», на котором также проводилась интенсивная добыча. Однако ряд нарушений со стороны привлеченных к работе подрядчиков спровоцировал недовольство собственников «Сибантрацита». В 2018 году в целях оптимизации и масштабирования деятельности активы объединили в Группу. Управление взяла на себя УК «Сибантрацит», на должность гендиректора бизнеса был назначен Максим Геннадьевич Барский.

Максим Барский до «Сибантрацита»

Максим Барский в «Сибантраците» в качестве главы компании сразу сконцентрировался на решении главной задачи. Ему необходимо было добиться двукратного повышения эффективности работы УК. Гендиректор Группы рассказывал, что в планах «Сибантрацита» — увеличение добычи полезного ископаемого к 2022 году до 58 млн тонн. Максим Барский для достижения нужного результата был намерен внедрить новую бизнес-стратегию, автором которой являлся он сам. План представлял собой последовательное применение ряда новаций, которые бы позволили одновременно оптимизировать бизнес и масштабировать его. Ранее топ-менеджер уже занимался разработкой эффективного алгоритма работы других компаний. Экономист по образованию, Максим Барский специализируется на M&A-сделках. В 2004 году он сначала в качестве инвестора пришел в нефтегазовую компанию Vostok Oil (позже стала West Siberian Resources), затем как управляющий директор заключал множественные контракты на приобретение новых месторождений, в том числе в районе города Печоры и в Самарской области. В результате при Барском Максиме показатель извлечения полезного ископаемого ежегодно показывал троекратный рост. К лету 2008 года WSR извлек 3,5 млн тонн нефти (в 2004 году показатель составлял всего 50 тыс. тонн). В 2007 году топ-менеджер курировал сделку по продаже 10% акций испанской энергетической компании Repsol за $90 млн, а в следующем — контролировал слияние WSR с нефтяной компанией «Альянс», в результате которого образовался новый игрок международного сырьевого рынка — Alliance Oil. Продав в 2008 году заинтересованным инвесторам свой пакет акций WSR, Максим Барский вышел из бизнеса. За время его работы капитализация нефтегазовой компании достигла $4,5 млрд. Также Барский Максим Геннадьевич с 2009 года входил в топ-менеджмент ТНК-ВР. В качестве заместителя председателя правления российско-британского нефтегиганта он занимался организацией работы управляющего органа, координировал деятельность сотрудников, разрабатывал стратегию компании и фактически руководил ее операционной деятельностью.Под его руководством ТНК-ВР приобрела ряд нефтедобывающих компаний в Юго-Восточной Азии и Южной Америке, тем самым увеличив показатель добычи. Капитализация при управленце выросла с $20 млрд до $60 млрд.

«Сибантрацит» — жизнеспособная и результативная система

С момента вхождения в топ-менеджмент «Сибантрацита» Максим Барский сразу приступил к реализации бизнес-стратегии. Она включала четыре этапа. Барский Максим первым делом сконцентрировался на устранении конкурентной борьбы между ранее разрозненными активами Группы. Предприятия «Разрез Восточный» и «Сибирский антрацит» производили сырье одинакового качества и, поставляя его на рынок, сбивали друг другу цены. Топ-менеджер объединил продажи компаний, после чего добился того, чтобы реализация полезного ископаемого шла напрямую, а не через посредников. Максим Барский и «Сибантрацит» договорились о прямых поставках потребителям сырья — металлургам из Азии. Под заключенные соглашения угледобытчику удалось в качестве инвестиций $1 млрд от иностранных кредитных организаций. Вторым шагом бизнес-плана Барского Максима Геннадьевича стал разрыв партнерства с трейдером Carbo One. Он выкупал 90% «бездымного» топлива, добытого в Кемеровской области, смешивал со своим продуктом и продавал под собственным брендом. Таким образом, Группа недополучала прибыль. При Максиме Барском «Сибантрацит», устранив посредника, создал новый сорт угля. Этот продукт оказался востребованным индийскими и китайскими покупателями. «Сибантрацит» в ходе реализации третьего этапа стратегии наладил надежные логистические пути поставок полезного ископаемого на восток. Угледобытчик первым в России среди участников отрасли заключил контракт о сотрудничестве с терминалом навалочных грузов в Тамани. Это позволило «Сибантрациту» в первом полугодии 2021 года отгрузить в Китай и Индию почти миллион тонн угля. Отгрузки больших партий через Тамань позволили оптимизировать поставки и повысить продуктивность экспортных операций. Помимо этого, при Максиме Геннадьевиче Барском были заключены контракты с морским портом на северо-западе России — в Усть-Луге. Четвертый этап стратегии топ-менеджера подразумевал работу над снижением себестоимости производства сырья. До прихода Максима Барского в компанию на предприятиях «Разрез Восточный» и «Разрез Кийзасский» добычей и отгрузкой полезного ископаемого занимались подрядчики, которые не всегда рационально эксплуатировали недра и соблюдали нормы горнотехнических работ. Это негативным образом влияло на производство. Новый гендиректор весь технологический процесс перевел в ведение «Сибантрацита». В результате трансформации управленческой цепочки удалось добить снижения себестоимости производства продукции и создать образец эффективной оптимизации для других игроков отечественного угольного рынка. Благодаря последовательной реализации бизнес-стратегии «Сибантрациту» удалось занять лидирующую позицию на мировом рынке металлургических углей.