Маски долой: пандемия пошла на спад, саратовский производитель "Вирус Киллер" считает убытки и зарекается помогать властям

Верховный суд РФ 1 апреля не стал отменять масочный режим в России. При этом цифры заразившихся и болеющих коронавирусом идут на спад. Как и спрос на средства защиты и антиковидные средства. В итоге производители, откликнувшиеся на призыв власти о помощи, остались у разбитого корыта: товар не распродан, убытки гигантские. С началом пандемии 4 марта прошлого года правительство РФ ограничило вывоз масок и бинтов, а производителей призвали перейти на работу без выходных, привлекая к труду даже военных и заключенных. - Руководителей собирали губернаторы и министры, просили, убеждали, требовали, угрожали...» Даешь увеличение выпуска масок в разы!». Бизнес отозвался, - вспоминает в комментариях «Новым Известиям» директор саратовского завода «РЭМО» Аркадий Волошин. - Набрали людей, взяли кредиты, приобрели оборудование... Все сделали, рассчитывая, что этот тренд сохранится, что власти будут создавать стратегические запасы, будут планировать производство. Однако, по словам руководителя, уже осенью спрос рухнул, «усилия бизнеса стали просто не нужны никому». - Лично знаю людей, которые поверили, вложились и сейчас либо обанкротились, либо стоят на грани, - констатировал он. Примерно такая же ситуация сложилась и с производством уникальных бактерицидных рециркуляторов. Уже имеющуюся разработку «РЭМО» спешно запустил в производство в феврале-марте прошлого года, получив санкции Роспотребнадзора на ее повсеместное применение.
- Развернули дополнительные мощности, набрали 100 новых сотрудников. Реально работали несколько месяцев без выходных, не выходили с завода по 14-16 часов. Нарастили выпуск свыше 1000 приборов в сутки, - рассказывает производственник.
По его словам, тогда рассчитывали на долгую перспективу своего приборы - эпидугрозы только нарастают и надо использовать все возможности для снижения рисков. Тем более, что рециркулятор проверили на работе, где он висит в каждом помещении: из 400 сотрудников за год ковид обнаружился у семерых. Отзывы у покупателей и властей тоже восторженные. Последние даже планировали внедрить саратовские рециркуляторы на общественном транспорте, в кинотеатрах, ресторанах. - Но вот какая штука – производители меня поймут- пока не будет указания сверху – никто не будет вкладываться в обеззараживающие приборы. Необходимость возникает, либо когда сам убедился в его эффективности, либо когда на высшем уровне сказано, что рециркулятор такая же обязательная защита от пандемии, как маски и санитайзеры. Но мы стали замечать, что правительство как - то уж очень быстро наигралось с идеей обеззараживания, интерес к отечественным приборам стал снижаться, - с сожалением констатировал Аркадий Волошин.
Тем более, что на рынок завезли огромное количество дешевых (стоимость ниже на 50%) китайских ламп, в результате спрос на продукцию «РЭМО» упал в 10 раз. Производитель не поскупился и приобрел несколько образцов, выяснив при этом, что в завозных приборах нет обеззараживателей. При этом примеру китайцев вскоре последовали и некоторые отечественные фирмы, пожелавшие заработать на хайпе.
Они, кстати, стали настоящим хитом госзакупок. Цена настоящего рециркулятора, состоящего из нескольких ультрафиолетовых ламп и корпуса, составляет не менее 2 тыс. рублей без накладных расходов и прибыли, без прибыли. Однако на тендерах, объявленных бюджетными учреждениями, цена закупки стоит — 700-800 рублей. - Разговаривали с учреждениями, которые их закупают: Зачем? - Отвечают: «Положено! Роспотребнадзор требует, вот мы и закупились для проформы, - описывает ситуацию директор «РЭМО». И цитирует анекдот о том, что шить маски уже не модно — все варят вакцины. Издание констатирует, что «большинство предприятий той же направленности уже спеклись», приводя в пример ООО «Е-Сервис» из Нижнего Новгорода. По словам его директора Ильи Соколова, производство развернули в мае прошлого года - «стране было нужно, вот и начали – без субсидий, без денег от государства, на кредиты». За полгода сделали и реализовали 80 тысяч приборов. В январе спрос упал на 90%, в феврале опустился до нуля. Сейчас на складе мертвым грузом лежат деталей к лампам на 60 млн рублей, плюс 30 млн рублей долгов
- Вот так мы откликнулись на призыв правительства и поборолись с коронавирусом. Наверно, уже все население обеззаразилось - у наших властей это быстро, - резюмирует руководитель.
Несколько аналогичных историй, когда с исчезновением коронавирусного спроса на маски, исчез и интерес властей к отечественным производителям, издание нашло и в Татарстане. Здесь, по данным местного минпромторга, с дефицитом средств защиты боролись 70 компаний и тысячи ипешников, нашивших несколько миллионов масок. Причем были и те, кто начинал это дело исключительно из альтруистичных соображений. Например, фабрика «Домашняя утварь» из Казани: профиль частично был связан с пошивом, поэтому при резком росте цен на маски компания бесплатно пошила из остатков материалов 2 тыс. масок для врачей и 5 тысяч — для всех желающих .Потом взяли несколько кредитов.
- Никто нам не помогал ни с поставками, ни с продажами, вообще ни с чем. Где брать материал? Магазины с тканями и расходниками закрыты. Приходилось выезжать на трассу М-7, куда в условное время подъезжала «левая» фура. За 4 часа они распродавались полностью. Мы, швейники, приезжали тайком, словно наркоту покупали. По цене за метр нетканки так оно и было, - рассказал соучредитель компании Эмиль Фаризов.
При этом, по его словам, в республике «все прекрасно знали, что цены взвинчивали поставщики» и Минпромторг, ФАС, налоговая могли быстро отрегулировать этот вопрос, «но никто и пальцем не пошевелил. - Все это выглядело как-то несерьезно, как будто у властей нет общего плана действий. С одной стороны -призывы нарастить производство, с другой – бешеные цены на все и крутитесь как хотите… В итоге, рассказал Фаризов, крупные производители приобрели свое оборудование для пошива масок и стали давить на малый бизнес, призывая уйти с рынка.
- Нас просто вытолкали и спасибо не сказали. Это самое обидное... - резюмирует он, констатируя, что хотя бы удалось избежать убытков — дохода от масок не получили, выручкой оплатили зарплату и аренду. Хотя по-прежнему остался кредит, возможности для погашения которого бизнесмен назвал «сомнительными». Как и шансы вернуться на рынок масок.
На государственном уровне тем временем минпромторг предложил-таки ограничить закупки китайских масок, заметив снижение спроса и сокращение производств у отечественных производителей при достаточных запасах. При этом глава Совфеда РФ Валентина Матвиенко доложила Владимиру Путину о дефиците медицинских масок, а минздрав РФ предупреждает о нарастании новой волны эпидемии. Что в ситуации таких противоречивых позиций федеральных чиновников делать швейникам — остается под вопросом. 
Справка «БВ». ООО «СЭМЗ РЭМО» создано в 1991 году для производства запасных частей для телевизоров и видеомагнитофонов. На предприятии выпускаются бытовые электроприборы, части звукозаписывающей, звуковоспроизводящей, видеоаппаратуры. Учредители - Аркадий Волошин (50%) и Олег Бондаренко (50%). Выручка в 2019 году составила 288 млн рублей, чистая прибыль - 4,4 млн рублей.