Нацпроект "Наука" и глобальное изменение климата: как саратовские ученые-селикционеры готовятся к новым вызовам

Среди семи приоритетов нацпроекта «Наука и университеты» значится разработка и внедрение не менее 100 востребованных селекционных достижений до конца 2024 года. Саратовские селекционеры ФГБНУ «Федеральный аграрный научный центр Юго-Востока» уже сегодня разрабатывают сорта, которые будут востребованы и через 15 лет. Точность прогнозирования для ученых бывшего НИИ СХ Юго-Востока, а ныне Федерального аграрного научного центра обеспечена благодаря массиву информации, который формируется с 1910 года. Именно тогда профессор, агроном и почвовед Александр Стебут по решению Саратовской Губернской земской управы организовал сельскохозяйственную опытную станцию. В рыночное время НИИ СХ Юго-Востока пережил немало сложных моментов, одним из них стало изъятие земель, отведенных под селекционную работу. Еще в 2017 году арбитраж рассматривал иск одного из старейших селекционных НИИ страны, сражавшегося за переданные ему в бессрочное пользование земли. Территория в размере почти 90 гектаров кадастровой стоимостью 908 млн рублей была выведена по распоряжению областного комитета по управлению имуществом. Отстоять земли от посягательств на тот момент не удалось, однако дальнейшие потери пресек мораторий, введенный президентом страны на изъятие земель аграрных НИИ.
- В целом у нас было изъято более 380 га опытных полей, - рассказал «БВ» заместитель директора ФАНЦ по научной работе кандидат сельхознаук Сергей Деревягин. – Осталось в нашем бессрочном пользовании порядка 800 га в черте города, из которых 150 га расположены рядом с институтом, а около 650 га между Солнечным и Юбилейным.
Но еще раньше ученые судились с «Водоканалом», иск был подан в 2015 году из-за того, что МУП залил водой из своих дырявых труб опытные поля. НИИ заявил в иске упущенную выгоду на сумму 166 млн рублей, но не добился этих выплат. - Тогда мы потеряли плоды 15-летней работы, на залитых полях погибли уникальные растения, очень перспективные гибриды, - рассказывает Сергей Деревягин. - Это откинуло нас на несколько лет назад. Хорошо, что все эти катаклизмы в прошлом. Как сообщает официальный сайт ФАНЦ, на 2020 год в Российский Государственный реестр селекционных достижений уже включено 157 сортов и гибридов, которые разработаны местными учеными. Основной инновационный потенциал института составляют оригинальные сорта и гибриды сельскохозяйственных культур. По словам Сергея Деревягина, в портфеле научного центра есть и подсолнечник, и зерновые, и кормовые травы. Есть даже животноводство, о чем знают немногие. Но, оказывается, старейшая цигайская порода овец, адаптированная к условиям полупустыни, благодаря науке имеет запатентованную местную разновидность – Заволжский тип - которая отличается еще большей неприхотливостью и может годами жить на подножном корме. И все же в фокусе внимания ученых, прежде всего, зерновые и подсолнечник.
- Сегодня складывается парадоксальная ситуация, - рассказывает замдиректора ФАНЦ по науке. – Наши семена пользуются большим спросом в Оренбуржье, Пензенской, Самарской, Ульяновской, Челябинской областях, Калмыкии, Казахстане, но при этом в своем родном регионе нам по сбыту есть куда расти.
А на полях Саратовской области можно встретить и ростовскую, и самарскую пшеницу, и даже итальянскую. - Да, итальянская пшеница красиво выглядит в буклетах, в которых говорится, что она может дать 100 центнеров с гектара, - рассказывает Сергей Деревягин. – Фермер покупает эти дорогие семена, сеет и получает всего 20 центнеров. А все потому что итальянская пшеница к местным условиям не приспособлена. У нас вообще область уникальная, в ней встречаются зоны от лесостепной до полупустыни, вы двух районов с одинаковой почвой не найдете. А наши фермеры смотрят на соседа из другого района и сеют то, что у него дало хороший урожай. Только после серьезных потерь приходит понимание, что нужно советоваться с наукой и применять адаптированные сорта.
А они, по словам ученого, хороши тем, что дают стабильный результат. Может быть, не 100 центнеров с гектара, но адаптированные сорта не допускают провалов, 30-40 центнеров они принесут всегда. А в благоприятных условиях 2017 года и 80 центнеров с гектара получали, и 100.
С подсолнечником еще интереснее: эта высокомаржинальная культура, как известно, серьезно истощает землю, к тому же оставляет в почве множество болезней и растений-вредителей, среди которых первый враг – это заразиха. Импортные гибриды семечки устойчивее к заразихе, к тому же традиционно к импортным семенам товаропроизводители приобретают весь шлейф химии (пестициды, протравители и пр.). - Это позволяет чаще выращивать подсолнечник на одном поле, в то время как наши семена требуют применения более длительного севооборота, - поясняет Сергей Деревягин. – Но уже и здесь у нас все больше потребителей из родной Саратовской области. Люди убеждаются, что купив наши семена, которые стоят в разы дешевле импортных гибридов, удается при соблюдении севооборотов получать хороший урожай. По словам ученого, одна из важнейших задач ФАНЦ - содействовать развитию сельхозэкспорта: выводить сорта, которые отвечают требованиям зарубежных потребителей по масличности, если это подсолнечник, натуре, цветности и содержанию белка, если речь о пшенице.
- Российские семена - это еще и продовольственная безопасность, - поясняет Сергей Деревягин. – Хорошо, что сейчас власти в стране понимают, что без своих сортов легко попасть в опасную зависимость от импорта. К примеру, если в России не будет своей твердой пшеницы, то из чего произвести макароны и крупы хороших сортов, которые полезны для организма? Придется выпускать только макароны группы «Б», и крупы марки «М», от которых полнеют и теряют здоровье.
Поддержка государства действительно набирает обороты: например, уже третий год ФАНЦ обновляет технику, выигрывая государственные гранты и добавляя собственные средства. Улучшается и оснащенность лабораторий: уже сегодня саратовские ученые могут заниматься генетическими экспериментами и даже вывели сорт кормового сорго, который полностью усваивается животными. Для этого к геному растения были добавлены гены бактерий, а в результате таким усовершенствованном сорго можно засеять 50 га вместо 100 и получить аналогичный эффект. Но генно-модифицированные организмы не покидают стены лабораторий, не применяются в народном хозяйстве, как того и требует российское законодательство. А вот выведение стойких сортов без модификации генома – важнейшая задача в ситуации глобального изменения климата:
- Получение нового сорта – это процесс, который длится 8-15 лет, - поясняет Сергей Деревягин. – На выходе новый сорт должен быть адекватен актуальным климатическим условиям, а для того, чтобы понять, каким будет климат через 15 лет, мы опираемся на массив данных, накопленных с 1910 года.
Климатические условия будущего создаются в теплицах ФАНЦ, а в лабораториях растения испытывают на прочность болезнями и вредителями, которые еще только будут занесены в регион. По мнению ученого, процесс потепления климата и, как следствие, опустынивание – это тренд как минимум ближайших 30, а то и 50 лет. - В последние годы мы видим, что среднегодовые температуры растут по экспоненте, каждая следующая зима теплее предыдущей, - комментирует ситуацию Сергей Деревягин. – Обеспечить комфортные условия для сельскохозяйственного производства на годы вперед – национальный приоритет и особая ответственность ученых. Выполняя задачи нацпроекта "Наука", саратовский ФАНЦ постоянно сотрудничает с учеными из более чем 20 регионов России и зарубежья, ведет совместные испытания новых сортов, исследование почв, развивает технологии умного земледелия.
- К примеру, уникальный массив накопленной информации позволил нам создать технологии в области умного земледелия. Интеграция почвенно-агрохимического обследования с информацией спутников, помогает создать большие цифровые карты отдельных полей и целых регионов. Это позволяет быстро анализировать состояние почв, давать прогнозы по урожайности, подбирать оптимальные удобрения, семена, пестициды, подсказывать сроки сева, уборки и т.п., а в конечном итоге, больше зарабатывать аграриям, – рассказывает наш собеседник. – В русле цифровизации у нас пока одна разработка, но на достигнутом мы останавливаться не намерены.
Еще один перспективный тренд – расширение площадей селекции. В рамках нацпроекта «Наука и университеты» (проект «Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в РФ») на базе ФГБНУ «ФАНЦ Юго-Востока» уже создан селекционно-семеноводческий центра. До конца 2021 года он прирастет территориями –в ФАНЦ на правах филиалов войдут федеральные сельскохозяйственные опытные станции, которые есть в 4 районах области. Это увеличит площади земель до 56 000 га. - Если сегодня мы порой не можем производить семена в нужных объемах из-за того, что у института были изъяты земли, то после присоединения филиалов проблема должна решиться, - рассказал «БВ» Сергей Деревягин.
Справка «БВ». За годы существования ФАНЦ Юго-Востока селекционерами создано более 400 сортов сельскохозяйственных культур. Ареал распространения насчитывает более 30 регионов РФ, в Саратовской области выведенные сорта озимой пшеницы высеваются на 60%, озимой ржи – 90 %, яровой пшеницы – 70%, проса – 80%, подсолнечника – 40% площадей. Разработанные институтом энергосберегающие почвообрабатывающие орудия и технологии возделывания зерновых культур для условий Поволжья позволяют снизить в расчете на 1 т зерна расход топлива на 33-48%, затраты труда на 41-50%.