Оборонный завод в Энгельсе выставлен на торги: за «9 ЦАРЗ», ремонтировавший бронетехнику, просят 320 млн рублей

Банкротство 9-го Центрального авторемонтного завода в Энгельсе дошло до продажи его основной производственной площадки. Все цеха вместе с оборудованием, коммуникациями и автопарком выставлены на торги как единый имущественный комплекс. Начальная цена лота - 320,3 млн рублей. Аукцион планируется провести с повышением по 5% за шаг. Прием заявок открывается 8 августа и завершится 9 сентября, на 12 сентября назначены торги. Обанкротившийся завод, ремонтировавший военную технику, продается огромным лотом из 421 позиции. В него включено все предприятие, вместе с водопроводом, подъездными путями, в том числе рельсами, теплосетями, скважинами, откуда брали воду, складами, цехами, гаражами, зданием заводского клуба и собственной котельной. Входит в комплекс и земля, участок по адресу проспект Энгельса, 205, общей площадью 19,8 га находится у завода в собственности. Вместе с недвижимостью и коммуникациями будет продан и заводской автопарк, всего 41 единица техники. Правда, все автомобили и прицепы, которые остались у завода, очень стары. Самый новый - пассажирский УАЗ-39094, выпущен в 2005 году, самая старая заводская машина - это автокран К-162 на базе автомобиля КрАЗ 1975 года выпуска. Помимо грузовых авто и прицепов у предприятия есть еще маневровый тепловоз ТГМ-23 выпуска 1988 года.
Станочный парк 9 ЦАРЗ тоже достаточно стар, основная масса станков выпущена в 70-80-х годах прошлого века. Есть и подлинный винтаж - одностоечный карусельный станок М-1531 1959 года выпуска. Впрочем, в списке оборудования есть и относительно современные станки и установки, произведенные в 2008-2012 годах. Помимо станков в лот включена оргтехника, компьютеры, сплит-системы, электрическая печь для выпечки хлеба, снегоуборочная машина YUSQVANA и пианино "Токката".
АО "9 ЦАРЗ" банкротится с 2017 года по иску от своего же профсоюза. Долгое время предприятие оставалось единственным в стране, способным производить капремонт армейских тягачей МТ-ЛБ. Но после того, как процесс освоило ПАО «КамАЗ», у завода начались сложности. Запустить на рынок собственные проекты, вроде керамической брони или пожарной машины, способной работать без водителя, завод в Энгельсе так и не смог. В итоге в марте 2019 года банкротство дошло до конкурсного производства, а обязательства должника - почти до 1 млрд рублей. Причем в числе кредиторов оказался и главный заказчик, Минобороны РФ. Летом того же года на заводе вскрылась недостача активов. В 2017 году они оценивались в 1,3 млрд рублей, а в 2019 - уже в 891,5 млн. Продажа имущества "9 ЦАРЗ" началась с его промплощадки в Самаре, где у завода имелось 15 корпусов и складов. Но реализовать этот лот за 228,8 млн рублей в 2020 году не удалось. С сентября того года торги не объявлялись.
- Как бизнес его рассматривать уже нельзя, его похоронили несколько лет назад, - размышляет глава консалтинговой компании «Бриик» Юрий Пужалин. - Его можно рассматривать только как промышленную площадку. Здесь завод может представлять интерес, и я думаю, его приобретут. Спрос на такую площадку найдется, потому что это одна из серьезных площадок, их на сегодняшний день не так много. Тем более, что она находится в промзоне и идеально подходит для расширения предприятий. Вся инфраструктура сохранена и это имеет ценность. Думаю, что покупатель найдется. Сейчас многие расширяют свое производство. Цена, мне кажется, для старта вполне адекватная. Не думаю, что покупатели встанут в очередь, но высока вероятность, что он будет приобретен.
У развивающихся предприятий, отметил эксперт, есть дефицит мощностей. Так что такой лот вполне может вызвать интерес, хотя может быть, не по первоначальной цене. Практика показывает, что покупатели обычно дожидаются, пока выставленная на торги площадка подешевеет хотя бы на 10%.