Прокурор сказал, саратовцам не наливать: за запретом продажи разливного пива в жилых домах стоит ведомство Филипенко

Автором нашумевшего законопроекта является прокуратура Саратовской области. Как выяснил «БВ», ведомство  Сергея Филипенко обязало региональный минэконом выйти с таким предложением. Сама прокуратура с некоторых пор потеряла право  законотворческой инициативы.  Напомним, законопроект предполагает полный запрет на торговлю разливным пивом, медовухой и сидром в торговых точках, расположенных на первых этажах жилых домов. И речь идет не только о круглосуточных "кафе-наливайках", но и обычных магазинах, отпускающих пиво в 1,5-литровых бутылях с 10.00 до 22.00. Исключение сделано лишь для стационарных объектов общепита. Инициатива уже вызвала возмущение предпринимателей всех уровней – от владельцев магазинов до заводов-производителей. В ней видят происки конкурентов разливного пива и в целом неадекватную и однобокую попытку решить проблему алкоголизации населения. Так, глава балаковского пивкомбината Владимир Соловьев признался, что компании в этом случае придется ориентировать свои интересы на другие регионы, вплоть до переноса производства. А владелец сети магазинов «Beer Club» Михаил Якушев продолжил полемизировать с инициаторами законопроекта, направив в минэкономразвития развернутое письмо с оценкой последствий нововведения.
Для прояснения ситуации он задается вопросами о цифрах статистики жалоб, конфликтов  и негативного влияния точек по продаже пива из кегов, к которой апеллируют разработчики новеллы. И справедливо уточняет, что шум и неудобства возникают и от работы парикмахерских, кофеен, автомагазинов и многих других объектов, расположенных на первых этажа домов, и, значит, нужно запретить их всех.
Бороться же с «закусочными» и «рюмочными», считает Якушев, можно иначе, особенно, если знать, чем они отличаются от магазинов, продающих разливное пиво. В частности, сотрудники МВД и ОБЭП, участковые вправе выписывать штрафы за нарушение закона, а районные администрации могут провести беседы с собственниками помещений о расторжении договора аренды с неудобным бизнесом. И, наконец, РосАлкогольрегулирование может отозвать лицензию на розлив крепкого алкоголя и проверить отчетность и хоздеятельности заведения.
- Закрыть любое заведение можно  довольно быстро, просто это никто не делает. Выбран путь «нет бизнеса – нет проблемы», - резюмирует предприниматель.
В борьбе же, направленной конкретно против пивных магазинов, он видит противоречия. Во-первых, торговля пивом возможна лишь до 22.00, тогда как магазины-бары могут продавать алкоголь круглосуточно. Во-вторых, пиво на розлив – это то же самое пиво, что продается в закрытой таре в магазинах шаговой доступности и любых торговых сетях. Предложение заменить разливное пиво фасованным Якушев отмел как экономически невыгодное. В-третьих, на улице люди могут доставлять неудобства любители любого пива- хоть разливного, хоть бутылочного. По мнению Якушева, запрет ставит предпринимателей в неравные условия и может быть происками крупных производителей фасованного пива. Для исправления перекоса, говорит он, тогда надо запрещать продажу любого алкоголя в жилых домах. Правда, тогда всем сетевым магазинам и розничным точкам потребуются отдельно стоящие помещения, коих в Саратове «можно пересчитать по пальцам», а с принятие поправок цены на них «взлетят до космических высот». По оценке Михаила Якушева, законопроект приведет к закрытию нескольких тысяч розничных точек с дальнейшим сворачиванием розничных и оптовых ИП и ООО и сокращением рабочих мест. Будут вынуждены прекратить работу и мелкие производители снэков, сыра и рыбы, Все это приведет к «глобальному сокращению налоговых отчислений», а рынок недвижимости региона наводнит огромное количество пустующих помещений на первых этажах. По его подсчетам, ежемесячно бюджеты могут терять до 30 млн рублей налогов.
Предприниматель констатирует, что в других регионах после введения аналогичных ограничений подавляющее большинство розничных магазинов перешли в разряд баров с возможностью круглосуточной работы, что только увеличило продажи алкоголя.
Михаил Якушев подчеркивает также, что ни в одном законодательном акте РФ понятия «розничная продажа пива в розлив» нет. Это подтверждает и официальная позиция Росалкогольрегулирования.  При этом в разъяснениях Минифина, Минпромторга и РАР четко сказано, что продажей пива в розлив не считается продукция, разлитая в магазинах из кеги исключительно в тару продавца не более 1,5 л и передающаяся покупателю в закрытой таре с обязательным сопровождением этикетки.  Ведомства подчеркивают, что региональные запреты о продажи пива «в розлив» юридически могут касаться только случаев продажи пива в тару покупателя или в бокал. Данные разъяснения позволяют утверждать о том, что принятый закон можно будет оспорить в суде и, как следствие, он работать не будет, считает бизнесмен.
«БВ» в свою очередь направил в ведомство Сергея Филипенко запрос на информацию о количестве магазинов по розливу пива, в том числе расположенных в домах, перспективах сокращения налоговых поступлений, розничных магазинов и рабочих мест при вступлении запрета в действие. А также изданию хотелось бы узнать, почему запрет касается продажи пива из кегов, но не затрагивает те же напитки в заводской упаковке и на основании чего сделан вывод об ответственности покупателей разливного пива за антисанитарию в подъездах, которые практически поголовно сейчас оснащены кодовыми замками.