С конкурсным производством Саратовский институт стекла потеряет и коллектив, и заказчиков: почему Сергей Лисовский не верит ВЭБу

Обнародован протокол первого собрания кредиторов АО «Саратовский институт стекла». Залоговые кредиторы продавили введение конкурсного производства, при этом заявляя, что не хотят уничтожения предприятия. Собрание кредиторов СИС 22 октября началось с протестной акции работников, которые встречали участников мероприятия лозунгами против закрытия института. В начале собрания временный управляющий Александр Нудельман зачитал отчет о проделанной работе и сообщил, что процедура конкурсного производства невыгодна для кредиторов института стекла, поскольку незалоговые по ее итогам не получат почти ничего, а залоговые смогут вернуть себе максимум 40% от суммы долга. Кроме того, конкурсное производство - процедура недешевая, текущие расходы на него могут составить от 120 до 140 млн рублей. В течение месяца с даты открытия конкурсного производства работники предприятия, это более 700 человек, должны быть уволены, а это неминуемо приведет к падению производительности труда и оттоку кадров. Если работа предприятия будет остановлена, предупредил управляющий, имущество должника сразу обесценится и продать его можно будет максимум за 200 млн рублей, а должен институт почти 1,5 млрд.
Работать в процессе конкурсного производства институту будет крайне сложно. Вероятны блокировки его счетов, станет невозможным ремонт оборудования, нельзя будет участвовать в закупках. Самым благоприятным вариантам, подчеркнул управляющий, будет введение на предприятии внешнего управления на срок 18 месяцев.
Перед собранием кредиторов руководство института стекла собрало пресс-конференцию, на которой было объявлено о разработанной финансовой модели выхода из кризисного состояния, при реализации которой предприятие расплатится со всеми кредиторами до 2024 года. ВЭБ.РФ, самый крупный кредитор СИС, эти расчеты одобрил, но «Промсвязьбанк» не успел их изучить. Руководители института стекла предполагали, что в ходе внешнего управления времени на это хватит и можно будет вести переговоры о мировом соглашении. Как оказалось, этим надеждам не суждено было сбыться. При 8 голосах "против" от незалоговых кредиторов "за" конкурсное производство проголосовали четверо: два залоговых - «Промсвязьбанк» и ВЭБ.РФ, а также ООО «Саратовогнезащита» (претензии на 1,5 млн рублей) и ИП Виктория Чипчиянова (претензии на 618,8 тысячи рублей). Банки передавили всех остальных кредиторов по проценту голосов, который напрямую зависит от суммы обязательств перед ними должника: 1,2 млрд против 59,3 млн рублей. Теперь кредиторы пойдут в суд с ходатайством о конкурсном производстве. Ранее ВЭБ добился в судебном порядке обращения взыскания на акции и недвижимость института стекла, находящиеся у него в залоге. Комитет кредиторов решено было не избирать, так же, как и представителя собрания кредиторов для участия в арбитражном процессе по делу о банкротстве. Источником финансирования банкротной процедуры определили имущество должника, а местом проведения собрания кредиторов вместо Саратова избрали Москву, теперь они будут проходить на Воздвиженке, 12. Во всяком случае, протестующие рабочие, не желающие, чтобы их уволили, кредиторов больше не побеспокоят.
ВЭБ.РФ, комментируя для «БВ» ход банкротства института стекла, обозначало намерения сохранить производство. Как утверждает госкорпорация, она хочет «очистить предприятие от долгов, реализовав залоговое имущество профильному инвестору, который сохранит работу предприятия и его коллектив».
Но сохранность коллектива, как предупредили и временный управляющий, и специалист по арбитражным процессам на производственных предприятиях, депутат гордумы Виктор Марков, при конкурсном производстве невозможна. Квалифицированные специалисты того уровня, что работают в институте стекла, без работы надолго не останутся. Так что даже при самом благоприятном сценарии перед профильным инвестором, на которого надеется ВЭБ, не избежать кадрового голода. Финансовую модель оздоровления, предложенную СИС, госкорпорация оценивает двояко. Как заявляет ВЭБ, она предполагает «слишком оптимистичные прогнозы по стоимости продукции завода», но при этом «содержит приемлемые условия для дальнейшего погашения задолженности». «ВЭБ.РФ, рассматривает возможность заключения мирового соглашения, но решение должно быть принято всеми кредиторами. Пока не все его согласовали. При этом, заключение мирового соглашения возможно на любом этапе конкурсного производства», - заявляет госкорпорация. Почему конкурсное производство является обязательным условием заключения соглашения, когда его условия предлагали обсудить в процессе внешнего управления, ВЭБ не пояснил.
- Если бы был инвестор, то уже шли бы переговоры и был бы результат, - заметил по этому поводу экс-министр промышленности Саратовской области Сергей Лисовский. - Зачем тогда доводить до банкротства, если инвестор придет и расплатится с долгами? Я думаю, что нет инвестора, высказывается желание, а не реальная возможность.
Кадровые потери в случае введения конкурсного производства, по мнению Сергея Лисовского, неизбежны. В РФ введено в строй сразу несколько новых стекольных производств, в том числе в Татарстане, в ОЭЗ Алабуга, и в Каспийске, там нужны квалифицированные кадры. - Конкурсное производство непредсказуемо, - предупредил эксперт. - Лучше планомерный приход инвестора, чем в результате конкурсного. В нем предприятие обычно останавливается. А это значит - убытки, потери кадров. Попав в конкурсное производство, подчеркнул Сергей Лисовский, СИС может растерять и заказчиков. Не каждый захочет иметь дело с поставщиком — потенциальным банкротом. Самое же неприятное, что может случиться — это полная остановка производства, ее допускать нельзя ни в коем случае. - Думаю, все стороны предпримут усилия, чтобы не допустить остановки до его прихода на предприятие. И конкурсный управляющий, и минпром, и коллектив института стекла, - уверен он.
Как пояснил Сергей Лисовский, особенность работы стекловаренной печи такова, что она должна выдавать продукцию бесперебойно, иначе ее будет крайне сложно запустить заново, более того, не работавшая печь обязательно потребует дорогостоящего ремонта: в остывшей печи начнет разрушаться облицовка. Запустить производство заново потребует от инвестора огромных средств.