«Саратовнефтегаз» перевел дыхание: владеющая им«РуссНефть» Михаила Гуцериева не будет пока распродавать активы

Падение цен на нефть и проседание экономики из-за пандемии оказались чувствительны для «РуссНефти» Михаила Гуцериева. Но руководство компании уверяет, что банкротство ей не грозит. О пересмотре условий кредита с ВТБ удалось договориться, а от банкротства прикрыл федеральный мораторий и включение в системообразующие предприятия. В начале года компания пропустила два платежа по кредиту банку ВТБ, а рейтинговые агентства существенно понизили ее статус, оценив состояние компании от преддефолтного до ограниченного дефолта. Тем не менее, в интервью РБК президент компании Евгений Толочек заявил, что слухи о банкротстве преувеличены.  Вовремя заплатить ВТБ компании помешало весеннее падение цен на нефть. В апреле средняя цена реализации составляла 15 долларов за баррель, а иногда могла упасть и до 10 долларов. Выручка «РуссНефти» упала на 75%. Сказалась и налоговая политика. - Как вы знаете, налоги ФНС рассчитывает с лагом из расчета цены за нефть за прошлые месяцы. Получилось, что налоги нам начислили, исходя из $64 за баррель, а выручку мы получали с $15. И такая проблема была не только у «РуссНефти», - пояснил Евгений Толочек.
Договориться с налоговиками о рассрочке компания сумела с помощью правительства, Минфина и Минэнерго. «РуссНефть» включили в список системообразующих предприятий, компания получила статус, защищающий ее от введения банкротной процедуры. Действие антибанкротного моратория истекает 30 сентября, но компания не собирается его продлять: нынешняя цена на нефть в размере 40 долларов за баррель, уверяет глава «РуссНефти», позволяет нормально работать, хотя и тормозит развитие.
Риск того, что «РуссНефти» вчинят банкротный иск, до внесения в список системообразующих предприятий действительно был, признал Евгений Толочек. Но нефтяной кризис компания предвидела заранее. - Но на самом деле мы уже в середине января начали понимать, что мировая нефтяная отрасль находится на пороге большой беды, и стали разрабатывать антикризисный план. Если бы рейтинговые агентства знали о нашем плане, наверное, они бы немножко по-другому подошли к оценкам. В феврале, когда пришла беда, мы больше чем на 35% сократили инвестпрограмму, почти на 16% — операционную, - отметил глава компании. Первоначально вложить в свою программу компания планировала порядка 26 млрд. Сокращение расходов позволило сэкономить более 12,5 млрд рублей. Но для этого пришлось пойти на жертвы - остановить бригады текущего и капитального ремонта, сократить число буровых станков. Правда, сами кадры компания сохранила. Кроме того, «РуссНефть» сумела договориться с ВТБ о пересмотре кредитного соглашения, которое планируется подписать в ближайшее время. Продавать активы в качестве антикризисной меры «РуссНефть» не собирается, но откуда именно будет брать деньги, не говорит. На этот вопрос президент компании ответил просто: «Найдем». Какие именно активы стали обеспечением займа - коммерческая тайна.
Между тем, 1,3 млрд долларов обязательств «РуссНефти» перед ВТБ были переданы катарскому банку CQUR, доля ВТБ в нем составляет 19%. Вести переговоры о новом кредитном договоре компании приходится с обоими банками сразу.
Без проблем обслуживать кредит «РуссНефть» сможет пока нефть стоит 40 долларов за баррель. Если она подешевеет, компании придется снова пересматривать производственные планы. От дивидендов «РуссНефть» также не отказывается, собрание акционеров состоится через 2 дня, 24 сентября. На нем должны быть утверждены планы по дивидендам по итогам 2019 года, они планируются в размере 60 млн долларов. А вот выплаты по обыкновенным акциям и планы оп увеличению дивидендов до 100 млн долларов скорее всего получили некоторую отсрочку. Между тем, 8,5 и 25% привилегированных акций «РуссНефти» достались банку ВТБ, он выкупил их у банка «Траст». Еще один фактор, существенно влияющий на положение «РуссНефти», - новое соглашение  ОПЕК+, предусматривающее резкое сокращение добычи. Некоторые скважины в месторождениях со сложными условиями разработки компания может и потерять. А на восстановление прежних объемов добычи, по оценке президента компании, понадобится не менее 2 лет.
Отметим, что одним из крупнейших добывающих предприятий «РуссНефти» является ПАО «Саратовнефтегаз», компания занимается геологоразведкой и добычей нефти и газа на территории Саратовской и Волгоградской областей. Сейчас в разработке компании находится более 400 месторождений, она располагает 44 лицензиями на недропользование, 42 участка компании находятся в Саратовской области, по одному - в Волгоградской и в Калмыкии.
По итогам 2019 года объем добычи «Саратовнефтегаза» составил 658,3 тысячи тонн нефти и газоконденсата и 246,5 млн кубометров свободного газа. Годом ранее объемы были выше - 735 тысяч тонн нефти и 346 млн кубометров газа. Финансовый результат саратовской структуры «РуссНефти» за 2019 год составил 4,9 млрд рублей при 73,3 млн рублей чистой прибыли.